xcounter
Calendar Icon

В Украине грядет новая реформа: финансовая полиция с зарплатой в 20 тысяч гривень

17.03.2016 12:06

Меняем налоговую милицию на финансовую полицию. «Шило на мыло», или будет толк?

Налоговой милиции осталось недолго. Равно как подразделению СБУ, занимающемуся экономическими преступлениями. Вместо них нардепы предлагают создать новый орган – финансовую полицию. Соответствующий законопроект был на днях зарегистрирован в парламенте. Структура может появиться в стране уже через восемь месяцев после принятия закона, сообщает соавтор законопроекта, народный депутат фракции «Самопомич» Андрей Журжий. По его словам, в Верховной Раде у законопроекта есть поддержка. Однако еще предстоит дискуссия с правительством, в частности, с Министерством финансов, которое видит работу структуры по-своему.

Журжий рисует радужные перспективы новой финансовой полиции: 3 тысячи профессиональных сотрудников, набранных на конкурсной основе, из которых 70% – это новые люди не из системы. Заработную плату планируют установить на уровне 20 тысяч гривень.

Впрочем, как известно, подобный сценарий предлагался при реформировании прокуратуры – конкурс, новые лица, высокие зарплаты. О том, почему нам нужна очередная структура, и во сколько она обойдется Госбюджету, читайте в материале FaceNews.

Как я понимаю, планируется создание совершенно нового органа?

Да, будет создан новый правоохранительный орган, куда заново будут набраны люди. Подчиняться он будет Министерству финансов. Предлагается ликвидировать налоговую милицию, подразделения в СБУ, в других органах, которые занимались экономическими преступлениями, и передать это финансовой полиции.

Сколько примерно человек должно быть в составе этой новой структуры?

Закон, насколько я помню, предусматривает ограничения по численности – не больше 3 тысяч человек. К концу года только в налоговой милиции было больше 5 тысяч. Однако эффективность их работы очень низкая. Мы сейчас анализируем статистику за последние два года, и я могу сказать, к примеру, что по статье 212 (Уголовного кодекса, – Ред.) «Уклонение от уплаты налогов» – 85% дел, расследования которых закончены, просто закрываются.

Но я знаю, что в составе новой полиции все-таки будут люди из сегодняшней налоговой милиции.

Там разрешено определенное количество людей, но не меньше 70% – это должны быть люди вне системы.

То есть сотрудники будут выбираться на конкурсной основе?

Да

Вы не боитесь, что общество со скептицизмом отнесется к выбору сотрудников по конкурсу? Опыт уже есть. Реформа прокуратуры – конкурс был, а на местах остались все те же.

Процедура была конкурсная, но, фактически, набрали людей «из системы», которые уже до этого занимали должности. Тут же закон четко предусматривает, многое бралось из идеи закона об Антикоррупционном бюро – что 70% людей должны быть просто вне системы. Поэтому я думаю, что нам удастся создать качественный аналитический орган. Он не будет заниматься давлением на бизнес, именно для этого мы отделяем от налоговой службы, а будет действительно заниматься аналитической работой и расследованием финансовых преступлений.

Представители бизнеса участвовали в разработке законопроекта?

Да, конечно. Бизнес-эксперты, народные депутаты, работа велась последние полгода.

Был ли ориентир на международный опыт, возможно, привлекали международных экспертов к работе?

Международные эксперты не привлекались, работали наши украинские эксперты. За базовую бралась процедура создания Национального антикоррупционного бюро.

Смогут ли новые финансовые полицейские использовать физические методы воздействия?

Законом предусматривается, что нет.

Ваш дедлайн, когда появится финансовая полиция?

Предварительно предусматривается, что через 8 месяцев после принятия закона, но именно в этом заключается дискуссионный вопрос. Я думаю, он будет дискутироваться между первым и вторым чтением, в том числе и с Министерством финансов. На мой взгляд, все выглядит так, что нам нужно будет создавать ее параллельно. То есть, чтобы определенное время работала налоговая полиция, и уже и существовала финансовая полиция, которой передавали бы полномочия.

Как будет распределяться финансирование, если первое время работать будут две структуры одновременно?

Я говорю о том, что возможно такое решение придется применить, сейчас закон это не предусматривает. Сейчас закон говорит о том, что через 8 месяцев начнет действовать финансовая полиция. За это время будут проведены конкурсы, и налоговая полиция прекратит существовать. Но это вопросы, о которых нужно дискутировать, я на это хотел обратить внимание.

Хорошо. Но все-таки можно ли сказать, во сколько государственному бюджету обойдется новая структура?

В целом, я думаю, что она будет стоить меньше или, по крайней мере, не больше, чем сегодня обходится налоговая полиция. Налоговая полиция в год обходится госбюджету где-то в 600-700 миллионов гривень при достаточно низкой эффективности своей работы.

Почему Вы думаете, что новый орган будет дешевле?

Она вряд ли будет дешевле, но точно не будет дороже. Мы рассчитываем, что за счет уменьшения численности мы сможем обеспечить более достойную оплату труда. Возможно, в абсолютных цифрах она будет стоить и больше, но об этом пока еще рано говорить.

Более достойная оплата труда – это сколько? Если сравнивать с заработными платами в налоговой милиции сегодня.

Где-то 3 тысячи гривень сейчас получает налоговик. Я думаю, что реально здесь говорить о сумме в 20 тысяч гривень.

Я вынуждена опять провести параллель с прокуратурой. Там тоже сначала обещали заработные платы как 11 минимальных, но местные прокуроры продолжают получать по 3 тысячи.

Это вопрос имплементации закона. Были заложены определенные механизмы, которые сегодня просто не выполняются. Возможно, сами люди, которые возглавляют этот процесс в прокуратуре, которые проводили конкурс, не заинтересованы в том, чтобы эта служба была реформирована, и пришли новые люди.

Если мы хотим, чтобы государство было эффективным управленцем, она должна предлагать достойные условия оплаты труда и конкурировать с частным сектором. То есть люди из частного сектора должны захотеть прийти и работать на государственной службе. Это должно быть прилично и финансово мотивировано.

Соответственно, если мы предлагаем условия ниже, чем в частном секторе, мы просто не конкурентоспособные и опять-таки возникает вопрос коррупции. Остаются те же люди, которые всю жизнь в этой системе проработали. Почему в антикоррупционном бюро не могут работать люди, которые уже занимались борьбой с коррупцией в других структурах? Потому что они, чаще всего, ее возглавляли. Есть немало примеров, когда арестовывали людей в тех или иных структурах, которые были «за» коррупцию, но их должность предусматривала борьбу с коррупцией.

Речь идет о том, что большинство людей, которые работали в этой структуре, должны быть отсечены и не иметь права туда прийти. А чтобы пришли молодые и качественные кадры, мы должны предлагать достойную оплату труда.

Есть ли поддержка законопроекта в парламенте?

Среди депутатов – да. Самая большая дискуссия будет с Кабинетом министров и с Министерством финансов. Потому что еще раз повторюсь, есть принципиальные расхождения. Министерство финансов предлагало Службу государственных расследований и считает, что она должна быть в составе ГФС, как сегодня налоговая милиция. Мы же считаем, что нужно развести эти вещи и напрямую подчинить финансовую полицию Министерству финансов.

Чтобы не было ситуации, когда мы одной рукой выписываем акт проверки, в котором насчитываем суммы, а другой – тут же возбуждаем уголовные дела и начинаем выбивать из бизнеса суммы, «нарисованные с потолка».

Во всех фракциях есть поддержка?

Депутаты всех фракций подписали, да.

Как я знаю, еще при Януковиче хотели создать похожую структуру. Почему Вы уверены, что сейчас выйдет?

В 2014-м или в 2013-м был законопроект Хоменко о Службе финансовых расследований. Вопрос реформирования налоговой полиции стоит уже давно. Был ряд законодательных инициатив, в том числе отдельные мои, касающиеся того, чтобы вообще передать эти функции полиции. Но путем консенсуса большинство народных депутатов все-таки пришли к выводу, что это должен быть отдельный орган в рамках Министерства финансов.

Бизнес и народные депутаты заинтересованы решить существующую проблему, поэтому считаем, что это актуально.

Были попытки правительства также урегулировать этот вопрос, был соответствующий законопроект перед Новым годом. Но фактически, несмотря на все заявления, в том числе Яценюка, что он поддерживает создание Службы финансовых расследований, когда мы ознакомились с законопроектом, то оказалось, что вся реформа налоговой полиции и создание Службы финансовых расследований – это просто смена названия. В результате полковник налоговой полиции просто становился полковником Службы финансовых расследований. И никаких изменений там не происходит. Поэтому депутаты решили актуализировать эту работу, пришли к консенсусу, подготовили и зарегистрировали этот законопроект.

Важно, чтобы это был согласованный процесс. Есть поддержка в стенах Верховной Рады, и мы можем голосовать и просто народными депутатами, но важно, чтобы этот процесс был также согласован и правительством.

Если правительство уйдет в отставку, есть ли риск, что при новом правительстве создание финансовой полиции «повиснет в воздухе»?

Проблема старая и злободневная, поэтому ее нужно решать вне зависимости от того, какое правительство. Поэтому я думаю, что законопроект будет в зале Верховной Рады, как минимум, в первом чтении, потом дорабатываться до второго чтения. Мне очень хочется верить, что в ближайшие 4-6 месяцев мы увидим результат.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини