• EUR 31.10 | 31.50
  • RUR 0.44 | 0.46
  • USD 26.50 | 26.80

Украинское автолобби: чего и когда ождать водителям «евроблях»

Закон - один для всех, но что на практике означает быть водителем «евробляхи»? (Программа «Народная прокуратура» за 9 сентября 2017 года на телеканале 112 UA).

Украинское автолобби: чего и когда ождать водителям «евроблях»

6 сентября под стенами Верховной Рады прошла акция, на которой митингующие - владельцы автомобилей с еврономерами - выкрикивали лозунг «Украинцам – европейкие цены на авто!». Их протест привел к огромным заторам на дорогах столицы.

В этом году во время визита в Луцк президент Петр Порошенко подчеркнул, что 70% очередей на западной границе состоят из транзитных автомобилей, и призвал разобраться с нарушителями и «челноками». После этой встречи опубликовали приказ президента касательно усовершенствования законодательства Украины, которое регулирует вопрос временного ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины.

Затем последовали массовые гонения со стороны патрульной службы на водителей авто с иностранной регистрацией. Такое предвзятое отношение активисты связывают с непризнанием таких автомобилей как законных. То есть люди, купившие такие машины и не растаможившие их, априори являются правонарушителями.

По словам Олега Ярошевича, главы организации «Авто Евро Сила», полным безумием является то, что украинец имеет право заехать на территорию своей страны только в форме транзита. А иностранец, ничем не рискуя и не неся никакой ответственности, может в Украину заехать на своем автомобиле на 1 год. Но его мнение по поводу украинцев-нелегалов отличается от мнения украинских водителей на украинских номерах. Они считают, что авто с еврономерами являются опасными на дороге, их следует остерегаться.

Автомобили на иностранной регистрации ввозят на законных основаниях, но легальность их пребывания на территории Украины под вопросом. Как объяснил автоюрист Богдан Глядик, автомобили ввозятся в Украину в двух таможенных режимах. Первый – это режим транзита, позволяющий пребывать на территории Украины от 5 до 10 дней. Второй - режим временного ввоза, когда автомобиль может пребывать на территории до 1 года. Когда автомобиль ввозится, то он правильно декларируется. Если дается режим транзита, автомобиль ввезен законно. Когда автомобиль ввозит иностранец, таможня действительно разрешает ему пребывать 1 год, не сплачивая никаких таможенных сборов. Но если в режиме транзита авто находится на территории страны больше 10 дней, или если иностранец ввез автомобиль в Украину и передал его третьему лицу, это является нарушением таможенных правил. И в таком случае водителей на евро номерах штрафуют, если находят.

По данным Моторно-транспортного страхового бюро Украины, за 9 месяцев 2017 года водители на авто с иностранной регистрацией, которые имели полисы внутреннего страхования, стали виновниками ДТП 1081 раз. Также в страховое бюро поступило 1072 обращения, связанных с ДТП, произошедшими при участии транспортных средств с иностранными номерами, которые имели полисы иностранных страховых компаний или вообще не имели страхового обеспечения. Общее количество аварий с участием авто на еврономерах за 9 месяцев – 2153 ДТП. По данным Нацполиции, только в Киеве в течении семи месяцев 2017 года было зарегистрировано 36 037 всех ДТП, и вести отдельную статистику по ДТП с еврономерами полиция не видит смысла.

Такие автомобили не застрахованы украинскими компаниями, и ответственность в случае аварии взыскать не с кого. Украинские страховые компании оформляют договоры для автомобилей с еврономерами, но если есть возможность отказа в выплате компенсации, они ею непременно воспользуются. Если такая машина станет участником ДТП и скроется с места происшествия, то о компенсации можно, скорее всего, забыть. Зачастую преступники, при планировании особо тяжких преступлений, используют авто с иностранной регистрацией. Такое транспортное средство можно купить дешево, его сложно идентифицировать, так как оно не зарегистрировано в органах МВД.

В случае нарушения таможенного законодательства водители готовы заплатить штраф, но минимальный - 8,5 тысяч гривен, а не до 300% от стоимости растаможивания.

Несмотря на то, что такие автомобили вне закона, очень многие украинцы желают их приобрести. По мнению украинских водителей, если есть на покупку сумма 5-6 тысяч долларов, то лучшее решение – купить «евробляху», к примеру Volkswagen Tоuareg 2005 года, а не украинский автомобиль. Киевлянин, представившийся Андреем, ездит на BMW 525 D 2002 года, который он купил в Польше за 3 тысячи долларов. В Украине Андрей отдал бы за него от 8 до 9 тысяч долларов. А за 3 тысячи долларов в Украине можно купить лишь старую иномарку или более-менее свежий Daewoo Lanos.

Чтобы авто не отобрали за нарушение таможенного режима, надо его растаможить. Сюда входит таможенная пошлина, акцизный и въездной сбор, еще 20% налога на добавочную стоимость. А потом, при регистрации в сервисном центре, надо уплатить еще 5% в пенсионный фонд. В случае с Андреем, чтобы растаможить и зарегистрировать его машину стоимостью 3 тысячи долларов, ему пришлось бы уплатить 9 121 доллар, то есть просто подарить государству еще три таких авто. Кому идут эти деньги?

Автовладельцы требуют рассмотрения и утверждения законопроекта № 5567, который предусматривал бы оплату ежегодной пошлины за использование транспорта на иностранной регистрации плюс дешевое растаможивание. Законопроект 5567 не решал эту проблему, был переходной моделью. Отзыв этого законопроекта загоняет водителей на еврономерах в статус нелегалов. Ведь при внедрении дешевых пошлин можно будет растаможить лишь автомобиль не ниже стандарта Евро 5 и не старше 2010 года выпуска. Но большинство автомобилей-участников митинга не отвечают этим нормам. И законодательной инициативы по этой проблеме тоже нет.

В то же время законопроект 5567 разрешил бы автомобилям с еврономерами пребывать на территории Украины легально, при условии оплаты определенного налога. Таким образом, такой транспорт был бы легализован. Альтернативой могли бы стать зарегистрированные в том году законопроекты 5561 и 5562. Они могли бы решить проблему путем уменьшения стоимости растаможивания. Инициировала их общественная организация «Завтра». Но на данный момент они пылятся в парламентском Комитете налоговой и таможенной политики. Глава комитета Нина Южанина так прокомментировала эту проблему:

По мнению Михаила Катрука, активиста ОО «Завтра», все проекты по либерализации ввоза и импорта автомобилей блокируются так называемым автолобби - людьми, которые имеют в этом свой бизнес.

Что же делать с теми автомобилями, которые сейчас уже находятся в Украине на еврономерах? По словам автоюриста Богдана Глядика, решить эту ситуации можно только с помощью жестких методов, с помощью патрульной полиции и таможенных служб.

Как долго водители столицы будут терпеть неудобства из-за подобных акций протеста, если по мнению чиновников, это ультиматумы и их невозможно рассматривать срочным образом? Как долго украинские водители будут платить в три раза дороже по сравнению с соседним европейским рынком?

Действительно ли владельцы автомобилей с еврономерами настолько безответственны и опасны на дорогах?

Есть много за и много против, а у властей - большое искушение не находить решения такого вопроса, во всяком случае, до весны.

Программа «Народная прокуратура» за 9 сентябоя 2017 года на телеканале 112 UA

Присоединяйтесь к нам в Facebook:

Популярные видео на YouTUBE

Материалы по теме