Calendar Icon

«Киевпасстранс​» выбросит 500 миллионов гривен на новые компостеры

«Киевпасстранс​» выбросит 500 миллионов гривен на новые компостеры
04.10.2017 13:31

Столичные чиновники не могут устоять против искушения потратить деньги, особенно бюджетные. Но все ли их растраты оправданы и приносят пользу киевлянам? Обоснованы ли планы киевских властей потратить полмиллиарда бюджетных денег на валидаторы, которые не смогут выполнять свои прямые функции? (Программа «Наші гроші» за 2 октября 2017 года на телеканале ZIK).

Уже 10 лет в Киеве пытаются ввести единый электронный билет на все виды общественного транспорта. Такая система единого электронного билета есть в Лондоне и в Варшаве, в Гонконге и в Стамбуле. Это означает, что одной карточкой можно рассчитаться в троллейбусе, в трамвае, в метро и в автобусе. Это экономит время и деньги. Для введения такой единой системы в Киеве необходимо изменить всю систему оплаты общественного транспорта и установить в нем специальное оборудование. Водители перестали бы отвлекаться на сбор оплаты и выдачу сдачи, пассажиры сэкономили бы время, перевозчики - на кондукторах.

Сегодня в Киеве на обслуживание сбора выручки идет 40-50% от этой самой выручки. Сюда входит зарплата кондукторам и кассирам в метро. Тогда как компании по обслуживанию системы электронного билета берут около 5 процентов от выручки.

Последняя попытка ввести единый билет в Киеве была в 2013 году. Тогда Киевсовет подписал договор с компанией «Альфа Пэй Терминал», которую связывают с мэром Харькова Геннадием Кернесом. Фирма должна была вложить в проект более 100 млн гривен и получать прибыль от выручки в виде 4,5%. В 2015 году договор с «Альфа Пэй Терминал» разорвали. Компания даже пыталась отсудить утраченную прибыль.

После неудачи с «Альфа Пэй Терминал» Киев неоднократно тратил деньги на пилотные проекты и создание электронного билета, при этом оборудование устанавливали на отдельно взятых маршрутах. По словам Анатолия Доллиного, генерального директора «КС-Мехатроникс», при установке валидаторов сбор выручки вырос на 30% при том, что тарифы остались прежними.

Валидатор – основной прибор в системе единого электронного билета. Он считывает информацию с электронной карточки и передает ее в общую систему. Тогда одной карточкой можно было бы рассчитаться во всех видах общественного транспорта.

Замена компостерам - дорогие валидаторы

Но в наших реалиях валидаторы, дорогие и мощные приборы, выполняют функцию лишь новых компостеров, просто установленных на месте старых. А могли бы бесконтактно получать плату за проезд в транспорте. Но без единой системы валидатор – всего лишь электронная игрушка. С таким подходом можно было не тратить деньги на дорогое оборудование, а пользоваться тем, что уже имеется – простыми компостерами.

Но мэр Киева уверен, что эксперимент по внедрению единого электронного билета идет по плану. В 2013 году для автобусов Киев закупил 400 валидаторов. На это КП «Киевпасстранс» потратил почти 3 миллиона гривен. Все это время приборы использовали, как компостеры.

Теперь киевские власти опять решили закупить валидаторы вместо того, чтобы создать систему, при которой уже имеющиеся приборы использовались соответственно их возможностям. Столичный мэр Виталий Кличко не скрывает, что единой концепции по электронном билету до сих пор нет. Хотя предложений достаточно – иностранные компании готовы развернуть в Киеве систему единого билета за свои собственные деньги и получать процент от выручки за проезд в будущем.

Например, целый год велись переговоры с корейским разработчиком. Но киевская власть решила использовать не системное решение, а старый проверенный тендер и просто докупить оборудование: бортовые компьютеры, терминалы водителя и валидаторы для наземного транспорта.

На закупку валидаторов «Киевпасстранс» решил потратить полмиллиарда гривен. Но даже потенциальные участники торгов говорят, что сумма дико завышена. Анатолий Долинный объяснил, что можно было бы сделать проект за сумму, вдвое меньше указанной, и окупить весь проект примерно за три года.

Киевская администрация тоже удивлена, откуда взялась сумма в полмиллиарда. По словам Геннадия Плиса, первого заместителя предсдателя КГГА, на уровне финансового департамента запланировано потратить не более 300 млн гривен.

Но «Киевпасстранс» не только завысил цену на 150 млн гривен в условиях тендера, но и четко, до миллиметра, обозначил размеры валидатора, количество кнопок и рабочую температуру. И под чрезмерно привередливые требования «Киевпасстранса» случайно подошёл валидатор лишь одного производителя. Даже после того, как условия немного смягчили, на ассортимент конкурсантов это не особо повлияло.

Среди пяти претендентов на полумиллиардный тендер прошли четыре, и все – с эстонским производителем Ridango. Он так идеально подходит под требования «Киевпасстранса», как-будто под него и были прописаны требования.

Тендерный опыт позволяет «Киевпасстрансу» если не избежать, то смягчить условия торгов. И если ему нравится какой-то производитель, то тендер выпишут так, что участники торгов придут с продукцией именного этого производителя. Почему все четыре участника тендера подали одного и того же производителя? Может, не со всеми производителями в КГГА сформировались дружеские отношения?

Юрий Назаров, руководитель IT-департамента КГГА, со своим первым заместителем и представителем «Киевпасстранса» посетил Таллин с рабочим визитом, и они вели переговоры с компанией «Ridango».

На данный момент тендер с большими аппетитами на завершающей стадии. Определить победителя и подписать договор планируют в конце октября, а уже в декабре сотни валидаторов должны быть в Киеве. Произвести их в таком количестве маловероятно. По словам Анатолия Долинного, технологический цикл их производства 2-3 месяца. Скорее всего, они уже готовы и ждут победы в тендере. Хотя Юрий Назаров утверждает, что валидаторы возможно произвести количестве тысячи за один месяц.

В любом случае, скоро Киев потратит полмиллиарда гривен на замену старых компостеров на новые. Валидаторы, предназначенные для считывания карточек, вскоре появятся в столичном транспорте в виде декораций. Концепции по единому электронному билету нет. Чтобы заработала система, кроме валидаторов необходимы карточки, сервисный центр для обработки данных и новые тарифы.

(Программа «Наші гроші» за 2 октября 2017 года на телеканале ZIK)

Популярные видео на YouTUBE
загрузка...
Материалы по теме
А-9833,31 грн./литр
А-95+30,27 грн./литр
А-9528,9 грн./литр
А-9227,82 грн./литр
ДТ28,04 грн./литр
LPG11,45 грн./литр
Самые читаемые новости
Лучшие видео с YouTUBE
Популярные блоги
Погода и гороскоп
Автоновости