Когда начинать обучение чтению?
Но это отнюдь не так легко, как кажется нам, взрослым. Многие родители хотят, чтобы их ребенок был лучшим, и поэтому учат читать его уже в 3-летнем возрасте. И они, конечно, ждут, что их любимое чадо будет бегло читать уже к 4 годам. Но это очень трудная и даже невыполнимая задача для крохи, к тому же это вредно для малыша.
По мнению логопедов и психологов, начинать обучение чтению лучше в возрасте 5 лет. И данный процесс должен быть увлекательным для ребенка — чтоб он хотел читать и делал это с удовольствием. Помните главное: каждый ребенок индивидуален и учится читать в своем темпе. И самым важным моментом в этот период является отсутствие оценки результата чтения.
Но если с дошкольниками спешить с обучением чтению не стоит, то у школьников совсем другая ситуация. К концу первого класса они должны не только научиться читать, но и сдать технику чтения. Если же ребенок-первоклассник читает очень медленно, ему нужна помощь. Необходимо найти причину, которая мешает овладеть навыком чтения.
Несмотря на то, что каждый ребенок индивидуален, чтение некоторым детям дается с трудом. Почему это происходит? Давайте разберемся.
Причины трудностей
Для каждого взрослого чтение — это простое, привычное умение. Для ребенка же, который только начинает осваивать его, чтение — нелегкий труд. Малышу необходимо запомнить все буквы (как называются и как пишутся). Уметь их отличать друг от друга, а также соединять их в слова и предложения. И самое сложное — понимать смысл прочитанного.
В каком темпе ребенок будет овладевать процессом чтения, зависит от ряда факторов, а именно:
- восприятия;
- характера;
- темперамента;
- здоровья.
Особенности восприятия у каждого человека разные. От этого и зависит темп усвоения и применения новых знаний. Характер тоже играет большую роль в освоении навыка чтения. Настойчивые, целеустремленные дети быстрее осваивают это умение. Темперамент малыша тоже немаловажен. Активные и очень подвижные дети дольше учатся читать, чем более спокойные дети. Важно и состояние здоровья малыша. Ослабленные, гиперактивные дети, дети с нарушением зрения и слуха часто испытывают трудности с освоением навыка чтения.
Чем мотивировать ребенка читать?
Также важное значение для малышей в любом деле имеет пример родителей. Дети, у которых родители читают сами и которым регулярно читают, в дальнейшем легче осваивают навык чтения и читают с удовольствием сами. Будьте примером, прививайте ребенку любовь к чтению.
Хоть процесс овладения чтением у всех детей и проходит по-разному, но в каждой школе, в каждом классе будут дети, которые плохо читают или читают вообще хуже всех.
Каково таким детям? Что они чувствуют? Давайте представим.
Непослушные буквы постоянно путаются и не хотят запоминаться и складываться в слова и предложения. Учитель ругает, родители ругают, одноклассники смеются. Заставляют читать быстрее, наказывают чтением, сравнивают с другими детьми, которые читают лучше. Согласитесь, это не совсем приятно! Именно поэтому дети, которые плохо читают, стараются не читать и всячески избегают моментов, которые непосредственно связаны с процессом чтения.
Конечно, учителя рекомендуют родителям детей, которые плохо читают, наоборот, читать больше и чаще. Как вы думаете, помогают такие рекомендации? Не всегда! Проблема с освоением навыка не уходит, техника чтения не становится лучше, а наоборот — только хуже.
Сразу возникает вопрос: что же делать? Как помочь ребенку научиться читать? Как сделать так, чтоб ребенок полюбил чтение?
Ответы на эти вопросы помогут получить рекомендации психологов и логопедов.
В первую очередь, необходимо всем успокоиться — как взрослым, так и детям. Освоение навыка чтения должно быть приятным и увлекательным процессом, поэтому никогда чтение не должно выступать в роли наказания.
Как говорилось выше, обучение чтению не стоит начинать раньше 5 лет. Важную роль играет и речевая готовность ребенка.
К моменту обучения малыша чтению он должен:
- правильно произносить все звуки родного языка;
- уметь на слух различать сходные по звучанию звуки;
- иметь сформированные пространственные представления.
Если ребенок не выговаривает правильно звуки, он будет неправильно (с ошибками) читать, а в дальнейшем эти ошибки «неправильного произношения» перейдут и в письменную речь — письмо.
Также с трудностями при чтении столкнутся дети, которые не различают сходные по звучанию звуки, такие как: Б-П, В-Ф, З-С, Г-К и др. Читать такие дети, конечно, научатся, но при чтении они будут заменять некоторые буквы, которые схожи по звучанию и по написанию. В письменной речи они также будут заменять буквы, которые должны быть, на те, которые они слышат. Например: «птиты» (птицы), «женжина» (женщина), «много гривов» (грибов), «снон» (слон) и т.д.
Большую роль при обучении чтению, как ни странно, играют пространственные представления. Умеет ли ребенок различать, где лево, а где право, где верх, а где низ. Ведь читаем мы слева направо, и строчки располагаются сверху вниз. Если у ребенка хромает ориентация в пространстве, то и читать он будет так, как ему захочется. Ребенок может читать слово справа налево или с той буквы, которая ему больше нравится. Буквы, которые ему не нравятся, малыш вообще может пропускать.
Если с вышеперечисленным порядок, то стоит обратить внимание на сформированность внимания малыша. Ведь благодаря вниманию мы можем узнавать и изучать что-то новое. Ребенка необходимо научить управлять своим вниманием, постараться сделать так, чтобы его не отвлекали окружающие шумы, яркие картинки и многое другое.
Также внимание неразрывно связано с усидчивостью и сосредоточенностью. Развивая усидчивость ребенка, родители повышают и устойчивость его внимания. Параллельно с усидчивостью развивается и сосредоточенность.
Помните! Хорошо развитое внимание у ребенка — это залог успешного обучения, и не только чтению.
Как организовать процесс чтения?
Итак, ребенок правильно произносит все звуки, различает их на слух и с вниманием порядок, тогда можно приступать к обучению чтению. Для этого следует учитывать следующие моменты.
- Во-первых, ребенок должен быть отдохнувшим, сытым и выспавшимся.
- Во-вторых, создайте подходящие условия. В комнате должно быть светло, тихо (выключен телевизор, радио и т.д), из поля зрения ребенка нужно убрать отвлекающие предметы (игрушки, телефон, планшет).
- В-третьих, выберите интересную книгу или журнал, который нравится ребенку и вызывает у него интерес. Текст должен быть небольшой, напечатанный крупным шрифтом, обязательно с рисунками. Если затрудняетесь с выбором, предоставьте возможность малышу выбрать книгу самостоятельно. Именно личный выбор будет поддерживать интерес к данной книге или журналу
- В-четвертых, соблюдайте рекомендуемую продолжительность чтения. Читайте не более чем по 5–10 минут, но 2–3 раза в день. Длительное чтение утомляет неподготовленного ребенка и отбивает у него интерес даже к выбранной самостоятельно книге.
- В-пятых, читайте вместе. Часть текста читает ребенок, а другую часть — взрослый. И помните, что юного ученика необходимо хвалить за его успехи.
И самое главное! Даже когда ребенок научится читать, продолжайте читать ему. Обсуждайте прочитанное, придумывайте свои концовки историй.
Если вы будете придерживаться перечисленных рекомендаций, то ситуация с чтением очень быстро улучшится. Но если трудности, несмотря на все ваши старания, остаются — обратитесь за консультацией к логопеду или психологу. Своевременная консультация поможет избежать ребенку многих трудностей, а также сохранит время и силы родителей.
Терпения вам, заботливые и любящие родители!