xcounter
Calendar Icon

​Трагедия «Индианаполиса» - 72 года поиска и 55 лет расследования

23.08.2017 10:06

США стали супердержавой, потому что умеют делать выводы из своих ошибок, быстро выносят и всегда доводят разбирательства до полной ясности.

72 года поиска погибшего крейсера и 55 лет расследования действий капитана корабля

Американский миллиардер Пол Аллен финансирует масштабные исторические исследования Второй мировой войны. И вот 18 августа на глубине 5,5 километров в Тихом океане его группа обнаружила потопленный в 1945-м американский крейсер "Индианаполис" - тот самый, про трагедию экипажа которого в 2016-м вышел голливудский блокбастер "Крейсер" с Николасом Кейджем в главной роли. Место гибели Аллену помог установить военно-морской институт ВМС США, который занимается анализом истории войн. Итак, спустя 72 года американцы нашли место одной из своих крупнейших военно-морских катастроф той войны, которая унесла жизни 883 человек. Теперь ВМС США уведомили о находке 22 членов экипажа, который чудом спаслись тогда, в 45-м, и живы по сей день - они смогут почтить память своего корабля, который объявлен военным захоронением, и теперь всегда американские корабли в этой точке Тихого океана будут приспускать флаг, чтобы отдать долг памяти погибшим защитникам своей страны.

Все обстоятельства гибели крейсера "Индианаполис" установлены детально. Поскольку погибло много людей, американское правосудие отдало под трибунал командира крейсера капитана Чарльза Маквэя. Дело беспрецедентное -

это был единственный случай в ходе Второй мировой, когда капитана судили за гибель корабля в бою с врагом. Трибунала потребовали родственники погибших моряков. При этом все выжившие моряки о своем капитане говорили уважительно и выступили против его осуждения. Но следователей эти просьбы не остановили - решался главный вопрос - можно ли было избежать массовой гибели людей?

А это для американского закона важнее даже мнения экипажа.

Маквэя обвинили в служебной халатности - он приказал двигаться прямым курсом, не проводя обязательного для боевых кораблей противолодочного маневра зигзагом, который резко снижал вероятность попадания торпед по маневрирующему кораблю. Маквэй знал о необходимости двигаться зигзагом, однако полагал, что ночью в условиях ограниченной видимости и так далеко от Японии ни одна подводная лодка его корабль не обнаружит, риск отсутствует, ведь это 45-й год, Германия уже капитулировала, японцев добивают. И потому можно побыстрей прийти на базу, ведь в тот день 30 июля у капитана был день рождения, ему исполнилось 47 лет - в общем, Маквэй решил идти прямым курсом. Этот прямой курс вывел его прямо на японскую подводную лодку И-58, которая расстреляла крейсер в упор без всяких помех. Японцы стреляли, как оказалось, не очень хорошо - "Индианаполис" оказался единственным кораблем, который эта подлодка сумела потопить за всю войну. Несмотря на то, что с дистанции 1300 метров японцы выпустили сразу 6 торпед, в цель попало всего 3.

Не имея уникального боевого опыта как у немецких подводников, и не имея автоматических приборов управления стрельбой как у американцев, японская подлодка скорее всего не имела бы шансов поразить американский крейсер, если бы он шел зигзагом, либо не смогла бы всадить сразу 3 торпеды - а это означало, что крейсер не утонул бы мгновенно, за каких-то 12 минут. И значит был бы шанс спасти корабль и бороться за живучесть, либо дольше бы подавал сигнал тревоги, больше бы спасательных шлюпок сумел спустить на воду...

Но сигнал тревоги в результате не дошел до базы - оказалось, что три корабля приняли сигнал, однако из-за халатности не довели информацию до командования флотом. Морская разведка перехватила доклад японского капитана о потоплении крейсера, однако штаб флота его во внимание не принял. Помощь пришла только спустя неделю. За это время погибло в воде от обезвоживания и от нападения десятков акул около 500 человек, а общее число жертв оставило 883 человека.

Трибунал был необходим для того, чтобы вскрыть алгоритм действий командира, других должностных лиц и не допустить таких трагедий в будущем.

Военный трибунал отстранил награжденного тремя боевыми орденами Маквэя от должности и признал виновным в совершении преступления.

Однако командующий флотом адмирал Нимиц приговор Маквэю отменил и восстановил его в должности. Видимо, Нимиц решил, что Маквэй совершил ошибку, право на которую может быть у командира на войне. Это был сделано публично - никто не пытался замять дело, дискредитировать расследование.

Но службу Маквэй продолжить не смог, и в 49-м получил звание контр-адмирала и уволился. Однако отмена приговора Нимицем не означала, что с Маквэя снята вина. Ему удалось избежать наказания, но моральная ответственность в обществе для многих осталась на нем.

Родственники погибших Чарльзу Маквэю ничего не простили. И он не вытерпел постоянных нападок. И в 1968-м Чарльз Маквэй застрелился из наградного пистолета.

Но и это не стало концом истории. Репутация в Америке -

это самое дорогое, и вот родственники Маквэя решили добиться его полной реабилитации. Чтобы расставить все точки, в 1999-м Сенат Конгресса США назначил очередное слушание по трагедии "Индианаполиса" 1945-го года! Оставшиеся в живых участники событий давали показания!

В октябре 2000-го года после рассмотрения конгрессменами, Конгресс США принял резолюцию о полной реабилитации Чарльза Маквэя. Резолюцию подписал президент США Клинтон. В 2001-м году из личного дела Маквэя убрали все записи о его ответственности за гибель экипажа. Обвинительный приговор трибуна об ответственности Маквэя был вынесен в 1946-м, а реабилитировать его удалось только спустя 55 лет, когда уже не осталось в живых большинства родственников жертв трагедии, которые выступали против Маквэя.

Реабилитация, кстати, носила сугубо политический характер. Решающее значение имел заслуженный авторитет Маквэя, защищать которого в Конгресс приехали ветераны его экипажа. В качестве оправдания отмены противолодочного зигзага сторонники Маквэя говорили, что ночью был также сильный туман, и в этих условиях зигзаг был опасен для кораблевождения.

На самом деле, крейсер был оснащен радарами, и туман ему не был помехой, а сам капитан Маквэй не считал эти воды опасными для его корабля, потому что пошел спать в 23 часа за несколько минут до торпедной атаки. Все детали есть в открытых источниках и материалах расследования, и формально решение трибунал 46-го года все-таки было правильным и аргументированным. Но представлять обвинение против Маквэя было некому, и конгрессмены приняли решение в пользу его защитников и добились полной реабилитации капитана.

США стали супердержавой, потому что умеют делать выводы из своих ошибок, быстро выносят и всегда доводят разбирательства до полной ясности. И общественное мнение и правосудие здесь - это сила, которая преследует даже потомков десятилетиями...

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини