• EUR 31.90 | 32.20
  • RUR 0.45 | 0.47
  • USD 27.15 | 27.40

Правила кредитной иглы: в чем причина задержки очередного транша от МВФ

​Этой осенью миссия Международного валютного фонда особенно тщательно мониторит ситуацию с проведением реформ в Украине.

Правила кредитной иглы: в чем причина задержки очередного транша от МВФ

Эксперты Фонда с сентября должны осуществить три рабочих визита, чтобы убедиться в подлинности намерений украинского правительства на пути к реформам.

Посещение Киева миссией МВФ сопровождаются сдержанным оптимизмом в комментариях чиновников из Кабмина и НБУ. Украина по плану сотрудничества с Фондом должна была еще до конца этого года получить несколько траншей на общую сумму в 3 миллиарда долларов. Последний раз МВФ предоставил кредит на 1 миллиард долларов в апреле этого года по результатам переговоров 2016-го.

Большинство экспертов скептически оценивают шансы Украины получить сразу несколько траншей до конца этого года. В Кабмине настроены оптимистично. Впрочем, для выполнения условий сотрудничества с МВФ необходимо провести еще ряд фундаментальных реформ и выполнить принципиальные договоренности. Удастся ли чиновникам и парламентариям убедить руководство МВФ в своей приверженности курсу реформ? И что случится, если транш так и не поступит в этом году?

Не по графику

Для волнения есть достаточно причин. Украинская экономика показывает небольшой рост, и одна из причин состоит в задержке с проведением фундаментальных реформ. Еще один транш Украина должна была получить еще в мае этого года, однако не справилась со своевременным выполнением ряда условий, среди которых было принятие пенсионной реформы.

Всего для получения очередных порций траншей еще в апреле этого года правительство обещало выполнить 11 условий – так называемых «структурных маяков». Среди них – вопрос реструктуризации долгов ПриватБанка, создание финансовой полиции, пенсионная реформа, отмена моратория на продажу земли, пересмотр параметров системы коммунальных субсидий, монетизация субсидий, создание единой базы данных получателей социальной помощи, приватизация госпредприятий, усиление антикоррупционного законодательства и еще ряд условий.

Часть из перечисленных пунктов украинское правительство вместе с парламентом таки смогли выполнить. Кроме того, удалось решить ряд проблемных вопросов в банковском секторе. Оптимизма правительству добавило недавнее размещение еврооблигаций на сумму в 3 миллиарда долларов, что означает хоть какую-то уверенность инвесторов в перспективах украинской экономики. Впрочем, дальнейшего выполнения ряда условий и чиновники, и нардепы старательно избегают или же стараются хоть немного отсрочить их. Это и вопросы земельной реформы, и создание антикоррупционного суда, и монетизация субсидий.

Более того, в последнее время в Кабмине предлагают учесть новые условия для предоставления траншей, ведь, по мнению украинских чиновников, выполнить в полном объеме ранее согласованные с МВФ пункты вовремя не удастся.

Так, уже на этой неделе должны продолжиться переговоры относительно ценообразования на газ для населения. Украинские чиновники предложат «заморозить» цены на газ на нынешнем уровне хотя бы до июля 2018 года, ведь очередное повышение может привести к существенным социальным потрясениям. Ранее МВФ обосновывал новую формулу ценообразования, которая предусматривает подорожание цены на газ до более чем 8 тысяч гривен за тысячу кубометров (сейчас цена составляет 4,942 тысячи гривен за тысячу кубических метров без НДС). Позиция Фонда четкая: цену нужно увеличивать, ведь она далека от рыночной. По логике МВФ, это даст возможность инвестировать в инфраструктуру, что позволит достичь энергетической независимости.

Конечно, в случае очередного увеличения тарифов все предыдущие попытки правительства продемонстрировать рост социальных стандартов и эффекта от «реформ» будут полностью нивелированы. Возможно, придется даже уйти в отставку.

Причины для пессимизма

Однако есть и другая пессимистическая новость: даже если транш Украина таки получит, в последующие 2 года придется отдать кредитов на общую сумму в 13 миллиардов долларов. Скорее всего, без получения новых кредитных ресурсов возвращать деньги будет крайне сложно. В случае же невозможности обслуживать внешние долги Украине придется объявить дефолт.

Нерешенной остается проблема отрицательного платежного баланса – объемы импорта до сих пор существенно превышают экспорт. И рост экономики на 2% – слишком низкий показатель, чтобы изменить эту диспропорцию. Если не привлекать внешние инвестиции и не вводить производство с высокой добавленной стоимостью в Украине, то кредитные средства от МВФ пока остаются единственной альтернативой для удержания ситуации в экономике под контролем.

Пока в МВФ недовольны ни темпами, ни качеством проведения изменений в Украине. Например, там остались недовольными доработанным проектом пенсионной реформы. Эксперты Всемирного банка и МВФ рекомендовали украинскому правительству начать процесс индексации пенсий по новой формуле с 2019 года, тогда как парламент внес изменения по данному пункту, отсрочив его действие до 2022 года.

Кроме того, постоянный представитель Международного валютного фонда в Украине Йоста Люнгман в сентябре отметил необходимость выполнения украинской стороной еще двух существенных пунктов в сотрудничестве для получения кредита. Это запуск рынка земель и создание независимого антикоррупционного суда. Эти вопросы откладываются уже более года, что, по мнению специалистов МВФ, не способствует дальнейшему прогрессу с реформами.

Есть ли жизнь после транша?

Сотрудничество с МВФ – это не только внутренний мотиватор для проведения изменений в государстве, но и мощный маркер для иностранных инвесторов. Если согласованная программа сотрудничества продлеваеется, значит, страна способна выполнить взятые на себя обязательства и действительно пытается реформировать экономику.

Именно поэтому прекращение программы сотрудничества будет иметь катастрофические последствия для украинской экономики. Даже задержки с предоставлением траншей могут иметь негативное влияние: это поколеблет банковскую систему и прежде всего - отразится на очередном обесценивании курса гривны.

Конечно, можно обойтись и без внешних заимствований, однако для этого нужно обратиться к внутренним инвесторам – рядовым украинским гражданам и олигархам. Последние все чаще избегают инвестирования в украинскую экономику: риски выросли, а доходы снизились. К тому же, вся суть экономической деятельности представителей отечественного крупного бизнеса, как правило, сводится к обратному процессу – выводу капиталов из Украины. Зато рядовой украинец, который, по оценкам международных экспертов, «под матрасом» хранит около 100 миллиардов долларов, не желает инвестировать деньги легальным образом из-за недоверия к самим институтам государства. К сожалению, этот рефлекс украинская власть вырабатывала у населения в течение последних вот уже 26 лет, поэтому удивляться такому поведению граждан не стоит.

Пока что украинская власть демонстрирует готовность продолжить сотрудничество с МВФ. Парламент хоть и с правками, но принял пенсионную реформу. Президент же публично поддержал создание антикоррупционного суда, а министры Кабмина пытаются найти общий язык с МВФ об отсрочке некоторых болезненных для выполнения «структурных маяков». К чему приведут подобные торги, предсказать трудно. Впрочем, похоже, что другого варианта, кроме как продолжить сотрудничество с МВФ, в нынешней ситуации нет.

Присоединяйтесь к нам в Facebook:
Ключевые слова:

Популярные видео на YouTUBE

Материалы по теме