xcounter
Calendar Icon

«Восточное партнерство» добивает СНГ

28.11.2017 17:01

​У первой тройки стран, кажется, уже выработалось «противоядие» от Кремля — вторая тройка на очереди.

Саммит «Восточного партнерства» в минувшую пятницу закончился сенсацией, которую в России предпочли не замечать, а вместо этого принять президента Судана и замять неприятность в Брюсселе заявлением о возможном создании российской военно-морской базы в Красном море. Хватит ли Путину денег на строительство еще одной базы далеко от России — вопрос другой, но последствия брюссельского саммита ему придется как-то объяснять.

А случилось то, что рано или поздно должно было случиться — Армения подписала Соглашение о партнерстве с Евросоюзом. Подписи под документом «Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Республикой Армения и Европейским Союзом» поставили министр иностранных дел Армении Эдвард Набалдян и верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Федерика Могерини. На церемонии подписания присутствовал президент Армении Серж Саргсян.

Незадолго до саммита истерика в российских СМИ все же началась: не такая отчаянная, как три года назад в случае с Украиной и Грузией и их соглашениями об ассоциации, но в публикациях кремлевских «аналитиков» и «экспертов» было достаточно лжи, чтобы представить себе, как в скором времени погибает Армения, покрытая синим флагом с золотистыми звездами. Само собой, было написано много слов о том, как «блудная» страна вернется под имперское крыло, осознав, что лучше быть бедными вместе, чем умирать под европейскими ценностями, давясь санкционными продуктами.

Перед саммитом глава МИД Армении Эдуард Налбандян говорил, что «рамочное соглашение Армении с ЕС уже завершено и парафировано. Армения имеет тесные связи с Европейским союзом и, подписав договор, намерена расширить всестороннее сотрудничество во всех областях, представляющих взаимный интерес». За два года после рижского саммита ЕС частично пересмотрел принципы функционирования программы и определил новые цели. В частности, стало известно о формировании «Восточного партнерства плюс», в которое войдут Грузия, Молдова и Украина, уже имеющие соглашения об ассоциации с ЕС.

У первой тройки стран «Восточного партнерства», кажется, уже выработалось «противоядие» от бывшего имперского центра, Москвы. Теперь Брюссель приступил к работе над установлением более тесных отношений с Арменией, Азербайджаном и Беларусью. Все три страны прочно привязаны к России, кроме Баку, который не стал вступать в новые имперские организации вроде ЕврАзЭС или Таможенный союз. Но в то же время не отказывается и от общения на уровне первых лиц: в России живет огромная часть азербайджанской диаспоры, которая требует к себе внимания, кроме того, он связан карабахским конфликтом. Минск и Ереван привязаны к Москве и экономически, и политически, им приходится регулярно подчеркивать свою дружбу и особое партнерство. Но изменения в отношениях с ЕС в рамках «Восточного партнерства» будет происходить в любом случае, несмотря на убаюкивающие бдительность Москвы заявления о вечной любви.

Путин уже давно те тот «кот Баюн», который 17 лет назад заворожил своим волшебным голосом постсоветских соседей обещаниями новой райской жизни. Он не выполняет многих обещаний, не скрывая, что у России теперь самой проблем невпроворот, и ей нет особых дел до экономики или коммуникаций своих соседей. Но что при этом он хотел бы, чтобы бывшие советские республики все равно были бы рядом, в орбите.

Нет ничего странного в том, что Армения и Беларусь провели консультации с Москвой по поводу своего участия в саммите. Глава МИД Беларуси Владимир Макей даже подчеркнул, что его страна не допустит того, чтобы заключительная декларация брюссельского саммита носила антироссийский характер. Александр Лукашенко получил приглашение приехать в Брюссель, но все же предпочел отправить в ЕС главу МИД.

В Армении предстоящий саммит обсуждался в двух основных плоскостях — в связи с урегулированием карабахской проблемы, будущего Мецаморской АЭС и поиском новых источников энергии, поскольку на урегулирование отношений с Азербайджаном и присоединение к его газопроводам у Еревана перспектив в ближайшем будущем нет. Сейчас мало кто помнит, что Соглашение об ассоциации с ЕС Армения должна была подписать в ноябре 2013 года на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе, но не подписала, поскольку объявила о своем желании вступить в Таможенный союз и участвовать в евразийской интеграции. Отказ в Вильнюсе подписать соглашение для Виктора Януковича закончился бегством из страны, однако Армения живет в ином геополитическом пространстве и при других интересах: она, как и Азербайджан, привязана к Москве карабахской проблемой.

Каждая из шести постсоветских стран, приглашенная к сотрудничеству в рамках программы ЕС «Восточное партнерство», была обязана поставить себя перед моральным выбором — быть и дальше имперским сателлитом или выбрать свободный мир со свободным рынком и правовым пространством, в котором нет коррупции. Для первой тройки — Грузии, Молдовы и Украины — ментально приять такое решение было проще, поскольку все три страны в полной мере испытали на себе оккупацию и имперское величие Москвы. Лишь в одной стране не было конфликтов вообще, в Беларуси. Две другие — Армения и Азербайджан — пережили в начале 1990-х годов войну и, как следствие, — большое количество беженцев и потерю Нагорного Карабаха, с которой Баку никогда не смирится. Конечно, все прекрасно понимают, с чьей помощью это произошло: инициатор конфликта, по своей старой привычке теперь пытается играть роль миротворца. Как когда-то в Грузии и до сих пор — в Молдове. Но, тем не менее, для острого желания вырваться из цепких объятий Кремля этого оказалось недостаточно.

В самом проекте ЕС по интеграции с постсоветскими странами, впервые озвученном в мае 2008 года, Россия упоминается как потенциальный партнер на уровне наблюдателей в группе стран — Норвегия, Канада, США, Япония и других. Взамен России предлагалось включить Калининградский анклав в «сферу действия» проекта, но Кремль категорически отказался, полагая, что «Восточное партнерство» — еще один способ оторвать сателлитов от имперского центра. Активность ЕС усилилась после войны в Грузии в августе 2008 года, когда стало понятно, что верить Москве уже невозможно.

«Восточное партнерство» за годы своего существования постепенно определило точки соприкосновения Евросоюза с бывшими частями Российской и Советской империй. Первая тройка уже получила безвизовый режим, а также таможенные и экономические преференции, они больше не вернутся к прежним отношениям с Россией. Со второй тройкой будет сложнее, и главная причина — карабахский конфликт. Несмотря на присутствие российской военной базы в Гюмри, соотношение национальных армий далеко не в пользу Армении, в том числе и по причине большей финансовой возможности Азербайджана, а также тесного сотрудничества с Турцией, членом НАТО.

Москва же уже больше 20 лет водит за нос обе страны, не продвигая урегулирование ни на шаг. Позиция удобная — продать оружие одной стороне, потом другой, и ждать, когда еще подбросить, если стрелять начнут. В Армении традиционно сильна привязанность населения к «христианской» России, там особо не вдаются в подробности многочисленных фактов предательства армянского населения во время последних нескольких русско-турецких войн. Однако в стране уже растет недовольство российским влиянием на Армению, которое похоже на политику колонизации, особенно когда недавно в Москве потребовали от Еревана изменить Конституцию и сделать русский вторым государственным. Трудно сказать, чем руководствовались российские чиновники, не обращая внимание на то, что Армения — одна из редких моноэтнических стран мира. Там 98 процентов населения составляют армяне, причем значительная часть — это переселенцы из Турции, а не из России.

Будущее «Восточного пространства» становится отчетливым и понятным многим из лидеров тех постсоветских стран, которые «смотрят на сторону». Хотя, само собой, перспективы сотрудничества определяют не сами страны, а ЕС, которому важнее иметь дело с перспективными политическими системами, а не с диктатурами или полуфеодальными режимами. Как бы ни старался Путин, лишь лидеры нескольких стран пытаются сохранить видимость лояльности к Москве. Хотя и внутри «кремлевского круга» начали происходить стычки, как, например, между Казахстаном и Кыргызстаном, которые сейчас блокируют межгосударственную границу и создают друг другу препятствия с таможенным досмотром.

Созданная триста лет назад империя теряет свою мощь и влияние, на смену диктату и авторитаризму приходит предприимчивость и возможность свободного выбора — с кем дружить, с кем торговать и как строить свою внешнюю политику. Беларуси еще предстоит сделать окончательный выбор, когда Александр Лукашенко наконец поймет, что у России больше нет никакого желания его поддерживать только за слова о «вечной и нерушимой дружбе». Азербайджан вполне комфортно себя чувствует, продавая газ в Европу и участвуя в глобальных проектах, включая транскоммуникационные.

У Армении появляется хороший шанс стать современной страной, пользуясь всеми теми преимуществами, которые есть у Азербайджана и Грузии — другого выхода просто уже нет. Страна находится в анклаве российской геополитики, при этом не имея с Россией общей границы и надежной коммуникации, кроме горной автомобильной дороги. «Вырваться на свободу» — может стать реальным выходом из тупика. При одном условии — если разрешить карабахский конфликт.

Представленная 9 лет назад блестящим историком и журналистом, польским дипломатом Радославом Сикорским программа «Восточное партнерство» выдержала испытание не только временем и результатами, но и российской пропагандой, которая все эти годы неистово терзала идею оторвать имперские окраины от Москвы. Идея сближения с Европой оказалась для постсоветских стран более привлекательной, чем сидения за круглыми столами саммитов СНГ с нафталиновыми речами о «вековой дружбе» и «братских отношениях».

СНГ — это всего лишь название бальзама, которым покрывают покойников перед тем, как положить в могилу или отправить в печь крематория. Имя покойника известно — СССР, все остальные игры Кремля после 1991 года в действительности уже мало кого привлекают. СНГ осталось несколько лет, после чего неизвестность — что останется от зоны влияния Кремля. Да и от самой России, которая когда-то создавалась с помощью войн и захватов.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини