Литературные издевательства: чем будут пытать украинских школьников

Составление программы по литературе для украинских школьников часто напоминает формат армейской "дедовщины", рождённой в СССР: те, кто прослужил в муках год, желают таких же мук новобранцам.

Литературные издевательства: чем будут пытать украинских школьников

"А-а-а! Хочу снова в школу!" - так один пользователь соцсетей прокомментировал событие, ставшее одной из главных неполитических новостей текущей недели. Уже с 1 сентября этого года украинские школьники получат кардинально, если не сказать – радикально обновлённую программу по литературе. Над ней работали Министерство образования, учителя, подключили детей и даже – их родителей. Результат: в программе средней школы уже есть произведения Стивена Кинга, Пауло Коэльо, Габриэля Гарсиа Маркеса, Харуки Мураками, Джорджа Оруэлла, нобелевского лауреата Боба Дилана.

Педагоги, принявшие участие в её составлении, уверены – это победа. Наконец юным украинцам в школах предложат ту литературу, которая им близка. Программу облегчили, она стала демократичней и понятней. Теперь дети не будут бегать от чтения, как черти от ладана. Наконец смогут читать то, что близко им по возрасту. И главное – получат современную, актуальную книгу. Для популяризации чтения – самое оно.

Между тем от такого разгула демократии далеко не все педагоги в восторге. Хоть разработчики программы уверены: критикуют новшества те, кто сам не хочет ничему новому учиться, всё намного сложнее и глубже. Например, литературовед, доцент НаУНКМА Ростислав Семкив удивлён, почему одних авторов предлагают для обязательного чтения, других – для необязательного. То есть, на выбор, как внеклассное. Могу поспорить на что угодно: господин Семкив в своих сомнения не одинок, у него найдётся как минимум несколько сотен единомышленников среди коллег.

Но самое интересное: каждый из них, включая Ростислава Семкива, готов предложить украинским школьникам свой собственный список литературы, обязательной для изучения в школьной программе. А из вновь утверждённого списка вычеркнет многих. Первыми в списке репрессий будут Стивен Кинг, которого ещё называют Королём ужасов, и Пауло Коэльо, он же – Король банальностей. Вместо них педагоги – гуманитарии готовы предложить, читай – навязать школярам произведения Франца Кафки и Джеймса Джойса. На вопрос: "Зачем?" у них готов ответ: "Затем, что детей со школьной скамьи надо приучать к сложным текстам, заставляющим думать".

Подобные убеждения конфликтуют с ситуацией, которая сложилась последние годы с чтением как таковым. Родители, а чаще – учителя литературы отмечают резкое падение интереса детей к книгам. В детсадах и начальной школе дела обстоят ещё так сяк: пока сознательные родители покупают и читают своим чадам, те не против. Но стоит предоставить им, научившимся бегло читать, право выбора книг, большинство школьников предпочитают даже не комиксы, а компьютерные игрушки, общение в соцсетях, чтение блогов и комментов, просмотр разных youtube – каналов и прочее, связанное с интернетом. Чтение именно книг уходит из системы ценностей, перестав быть обязательным.

Введение в школьную программу современных и актуальных авторов, которые на слуху и которых как минимум интересно читать, должно, по мнению педагогов, исправить ситуацию. Не сразу, но – постепенно изменить к лучшему отношение к книге. Тот же Стивен Кинг известен и популярен даже среди тех подростков, кто ни одной его книги в руках не держал. Хотя предлагаемая программой "Мораль" Кинга – произведение малоизвестное. А значит, не так зацепит подростка, как "Тёмная башня" или хотя бы "Зелёная миля". Этот роман относится к лучшим произведениям Короля ужасов, сочетает в себе популярную форму и глубокий гуманистический смысл. Потому в школах может быть более полезным. Впрочем, даже маленький рассказ известного во всём мире писателя может подтолкнуть школьников прочесть на досуге другие его книги.

Однако во всём внешнем позитиве и правильном выборе направления популяризации чтения есть важный момент, о котором не говорят вслух. Речь идёт о том, чтобы добавить украинским школьникам близкую, доступную для понимания в их возрасте зарубежную, преимущественно – европейскую и американскую литературу. И совсем не обсуждается вопрос модернизации программы по литературе отечественной, украинской. С русской тоже не всё понятно. Многим учителям не нравится исключение из обязательной школьной программы "Анны Карениной". Даже преподаватели украинской литературы выросли на Толстом, не скрывают этого и хотят обязательно заставить современных украинских школьников это читать. Процесс напоминает формат армейской "дедовщины", рождённой в СССР: те, кто прослужил в муках год, желают таких же мук новобранцам.

Только сказанное касается не только потерявшей актуальность русской классики. К украинской классической литературе вопросы и претензии те же. Школьники считают её издевательством. И никакой Стивен Кинг в программе обязательного чтения не компенсирует не менее обязательное изучение Панаса Мирного, Михаила Стельмаха и Олеся Гончара.

Более того - ситуация грозит выйти из-под контроля. Если надежды МОН и прогрессивных педагогов оправдаются и украинские школьники обретут интерес к чтению – расклад будет не в пользу украинской литературы. Особенно классической. Пусть даже речь о классике ХХ века. Хотите интересного чтения? Так Маркес интереснее Гончара! Коэльо актуальнее Тютюнника, пусть украинский писатель и был не особо жалован при советской власти. А рассказы Стивена Кинга куда занимательнее аналогичных произведений любого украинского советского, антисоветского и даже несоветского автора, которого предлагает программа.

Спасти ситуацию или хотя бы выровнять её, МОН вполне способен. Для этого нужно пойти по той же схеме: собрать учителей, детей, их родителей и определиться как с украинскими персоналиями в обязательной программе, так и с формой подачи их произведений современным украинским школьникам. Уже читающим Стивена Кинга.

Популярные видео на YouTUBE

Материалы по теме

Самые важные новости

Чтобы не пропустить главные новости недели, подпишись на пятничную рассылку.