Черная пятница: как организаторы распродаж манипулируют сознанием потребителей

23.11.2018 в 17:04 | Мария Бондарь, «Фокус»

Самый верный способ спровоцировать истерию - создать иллюзию уникально низкой цены на что-то очень ценное, пользующееся спросом.

В эту Черную пятницу я сэкономила значительную сумму простым и доступным каждому способом - вообще ничего не купила.

Несколько лет назад украинские ретейлеры принялись активно осваивать тяжелую артиллерию управления поведением покупателей. А именно - технологию провоцирования потребительского ажиотажа. Американский "мятежный маркетолог" Джон Карлтон называет это явление "шопинг-истерией".

По своей природе оно сродни азарту, охватывающему игрока в казино. У клиента возникает обманчивое ощущение, что воспользовавшись каким-то исключительным шансом, он может "переиграть систему" и заработать на ней. Хотя в действительности он, конечно, не зарабатывает, а тратит.

В фильме Пола Джо Хогана "Признание шопоголика" главная героиня дерется с другой посетительницей магазина за право купить выставленные на распродажу брендовые сапоги. В этой сцене обыгрывается реальный инцидент, произошедший в нью-йоркском дисконт-центре "Century 21" весной 2008 года. Тогда в торговый зал вызвали полицию и скорую помощь из-за того, что несколько женщин подрались из-за последней пары обуви Dolce & Gabbana, продававшейся со скидкой.

Иллюзия исключительности ценового предложения действует особенно эффективно в сочетание с каким-то прессингом или ограничением.

Выгода, которую приносят на блюдечке с голубой каемочкой, кажется совсем уж неправдоподобной. А если для того, чтобы воспользоваться супер-предложением клиенту приходится преодолеть какие-то препятствия это только подогревает азарт.

Черные Пятницы в этом смысле - хрестоматийный пример. Специальные цены устанавливают на очень короткий срок, причем множество торговцев делают это одновременно. "Покупай сейчас или опоздаешь!". Искусственно создается ощущение будто главная задача покупателя состоит не в том, чтобы оценить так ли уж выгодны специальные предложения продавцов, а в том, чтобы успеть ими воспользоваться.

Легенда американского фондового рынка Леон Ливи, в своей книге "За кулисами Уолл-Стрит" назвал три типичных признака плохой сделки. И первым в списке было то, что, предлагая ее, вас очень торопят с принятием решения - не дают времени для размышления. Зачастую так поступают, когда понимают, что хорошенько все обдумав, вы скорее всего откажитесь.

Вторым признаком плохой сделки Ливи считал то, что человек, который ее предлагает, старается сыграть на контрасте. Сравнивает свое предложение с чем-то явно невыгодным и старательно подчеркивает разницу.

Хотите, чтобы шопинг был удачным - не смотрите на перечеркнутые "первоначальные" суммы на ценниках акционных товаров. И даже не потому, что цену могли намеренно завысить незадолго до распродажи, чтобы подчеркнуть контраст. А потому что рациональная оценка потребительской покупки - это не сравнение прошлой и нынешней цены, а сопоставление цены и качества плюс соотнесение всего этого с собственными потребностями.

В США в середине ХХ века краткосрочные распродажи и другие инструменты манипулирования покупателем сыграли важную роль в формировании новых общественных установок. По сути, они изменили нормы привычного потребления. Огромному количеству людей стало казаться будто в действительности им нужно гораздо больше товаров и услуг, чем они получали прежде.

В Украине тот же прием ретейлеры пытаются использовать для активизации отложенного спроса. По данным Research&Branding Group 50% украинцев более года не покупали товаров длительного пользования, а 8% - более пяти лет. Маркетологи считают такую потребительскую пассивность проблемой. Но в конце концов эти товары потому ведь так и называются, что их не обязательно приобретать каждый год.

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

Розлите пиво в ДТП заблокувало рух трасою у США (відео)
В Києві муніципали запобігли самогубству 30-річної жінки (відео)
БМП Bradley "розмазала" ворожу техніку (відео)
Яскравий спалах освітив нічне небо в Україні (відео)
У Києві на Хрещатику сталася масова бійка (відео)
Бійці "Помсти" знищили кросові мотоцикли окупантів (відео)
Окупант палкою "стріляв" по українському дрону (відео)
"Айдар" взяв у полон групу окупантів біля Часового Яру (відео)
Все видео

Лента новостей

Сморід страшенний: у Кропивницькому техногенна аварія та масштабна пожежа (відео)
🕑 1 годину 16 хвилин тому
Помер легендарний футбольний тренер Сесар Луїс Менотті
🕑 4 години 19 хвилин тому
У Швеції відбулася церемонія відкриття Євробачення-2024 (відео)
🕑 5 годин 42 хвилини тому
Китай буде співпрацювати з Францією для вирішення "української кризи"
🕑 8 годин 42 хвилини тому
У Росії закінчується місце на головному військовому цвинтарі, якого мало вистачити на 200 років
🕑 18 годин 40 хвилин тому
В окупованому Бердянську ліквідували організатора катівень (відео)
🕑 22 години 42 хвилини тому
В Міноборони пояснили, як оскаржити висновок ВЛК
🕑 вчора
В РФ оголосили в розшук президента Зеленського
🕑 вчора
Валютна лібералізація: НБУ оголосив найбільші пом'якшення для бізнесу
🕑 позавчора
Ухилянт пред'явив на кордоні довідку ВЛК із майбутньою датою (фото)
🕑 позавчора
Прикордонники завадили вивезти скрипку Страдіварі за кордон (фото)
🕑 позавчора
Поліція розслідує завищені зарплати та премії чиновників Ірпінської міської ради
🕑 3 дні тому
В окупованому Криму поїзд розчавив "шістку" ВАЗ (фото)
🕑 3 дні тому
РФ має "трирівневий" план дестабілізації України - генерал Скібіцький
🕑 3 дні тому
ЗСУ не мають тилових смуг оборони перед наступом Росії, — The Associated Press
🕑 3 дні тому
Все новости