xcounter
Calendar Icon

Пенсионная реформа: министры не учли эффект двойного бремени

18.12.2018 14:13 (Оновлено 18.12.2018 в 14:15)

​Как известно, с 1 января следующего 2019 года Кабмин планировал запустить второй накопительный уровень украинской пенсионной системы.

Предусматривалось платить пенсионные взносы всем работающим, кому на данный момент меньше 35-ти лет, в размере 2% от заработка (в последующие годы эти отчисления должны возрасти максимум до 7%). При этом Верховная Рада должна была принять ряд изменений и дополнений в отдельные законы Украины с целью увеличения функций и задач государственных регуляторов в части расширения и реструктуризации их полномочий в системе негосударственного пенсионного обеспечения.

Однако осталась последняя пленарная неделя в этом уходящем 2018 году, и уже вряд ли украинский парламент покажет ударную результативность. К тому же и без законодателей для запуска накопительных пенсий остается много трудноразрешимых проблем. И прежде всего хотелось бы отметить, что мы уже дошли до "точки": теперь в Украине на 10 работающих приходится 11 пенсионеров. Эти голые цифры недавно озвучил новый глава Пенсионного фонда Украины Евгений Капинус. Отчего вдруг взялась такая тревожная статистика? А взялась она от провальной пенсионной реформы. Еще тогда, когда экс-вице-премьер-министр Сергей Тигипко неудачно и непрофессионально пытался перейти от распределительного механизма к накопительной пенсионной системе. Наконец, в последние годы действующие вице-премьер-министр Павел Розенко и министр социальной политики Андрей Рева натолкнулась на яростное сопротивление.

А что по сути случилось? А случилось следующее. Когда власти заявили, мол, была одна солидарная система, а с 1 января 2019 года мы хотим ввести еще накопительный уровень, вот тут те, кому осталось несколько лет до выхода на пенсию, начали жестко спрашивать: "А где моя пенсия, мы ведь уже десятки лет отработали, и у нас нет никаких накоплений?" Да, не учли политики во власти, что предстоит одновременно выплачивать пенсии нынешним пенсионерам и копить пенсионные активы работающим сейчас. И в этом случае неизбежно возникает эффект двойного бремени, то есть когда надо одновременно и выплачивать пенсии и формировать пенсионные накопления. По расчетам ведущих аналитиков, этот эффект двойного бремени будет длиться около 50 лет и достигнет своего максимума через 22 года после начала введения второго накопительного уровня нашей 3-х уровневой пенсионной системы, а именно в 2041 году.

Ну а теперь главный вопрос: "Стоит ли из-за эффекта двойного бремени браться за пенсионную реформу по украинскому сценарию?" Кстати, есть группа экспертов, которая утверждает, что математически доказано, если у нас не нулевые административные расходы на обслуживание накопительной системы, а такого на практике не может быть, то она заведомо менее эффективна, чем распределительная. Другая группа экспертов предполагает, что профильных министров просто обязали не трогать систему спецпенсий, не отменять пенсионное обеспечение для судей, прокуроров, народных депутатов, министров, таможенников, налоговиков и так далее. Третьи высказывают обоснованные опасения, дескать, у нас еще нет эффективных способов предупреждения злоупотреблений и мошенничества с пенсионными накоплениями, а поэтому пенсионные деньги могут попросту разворовать.

Есть и четвертая группа экспертов, которая также скептически оценивает возможности запуска второго уровня пенсионной системы с 1 января 2019 года, так как в силу волатильности и явной слабости гривны у нас по-прежнему высокая инфляция и постоянные ожидания ее дальнейшего роста. А значит, как показывает практика, социальные обязательства Кабмина Владимира Гройсмана быстро обесцениваются, что очень усложняет инвестиционный процесс специалистам компаний по управлению активами с пенсионными взносами. Словом, пока эти проблемы решаются "мягко", за счет курсовых колебаний. Но уже в следующем 2019 году такие подходы могут сыграть злую шутку, и такое ощущение, что у нас в стране реальная, а не виртуальная экономика все меньше и меньше стала определять социальную политику и, конечно же, накопительную часть пенсий.

Но если мы видим такие плачевные результаты, то почему Кабмин и Верховная Рада не отказываются от неэффективных социально-экономических решений, что оказались ошибкой или грубым просчетом? Не поэтому ли теперь у всех стариков сидит гвоздем в голове один и тот же тревожный вопрос, а где гарантии дальнейших выплат пенсий? Ведь огромная, страшно подумать, почти 140-миллиардная "дыра" в Пенсионном фонде несколько лет подряд так и не сокращается, наоборот, растет. Да и в уходящем 2018 году пенсии не индексировались, хотя на следующий 2019 год это предусмотрено. В этой связи заместитель министра социальной политики Николай Шамбир отметил: "Формула индексации пенсий предусмотрена законодательством. Берется пенсия, рассчитанная в соответствии с законом об общеобязательном пенсионном страховании, повышается на 50% от роста средней зарплаты за предыдущий год, плюс 50% от инфляции за прежний год. Учитывая, что 10,2 миллиона пенсионеров получили повышение пенсий в октябре 2017 года, то практически все они и подпадают под индексацию пенсий в 2019 году".

Полагаю, если и в наступающем 2019 году не запустят накопительный уровень пенсионной системы, то не за горами то время, когда народные депутаты примут закон о том, что госбюджет страны станет приложением к Пенсионному фонду. И это не шутка, сейчас нашим пенсионерам далеко не до смеха. Ведь в государственном бюджете на 2019 год заложен дефицит Пенсионного фонда Украины на уровне 167 млрд гривен, а с учетом предусмотренных надбавок денег на пенсии необходимо будет еще на 20% больше – это около 400 млрд гривен! Наконец, есть ли какие-то гарантии того, что через 5, 10 или 15 лет, когда пенсии будут оформлять те украинцы, кто со следующего года начнет копить пенсионный капитал, наше пенсионное законодательство кардинально не поменяется? Есть ли вообще государственные гарантии, что новая пенсионная система проживет столько лет?

Да, беда не ушла, ее власти лишь стараются отодвинуть. Но дальше будет больнее резать по живому. А иллюзии того, что мое государство отвечает за мою достойную пенсию, думаю, давно уже у всех развеялись, как дым. Поэтому совместно со своими работодателями надо самим заботиться о своей благополучной старости и о своей достойной пенсии. Как минимум для этого постоянно задаваться вопросами, где формируется моя будущая пенсия и куда специалисты инвестируют мои пенсионные накопления?

Теми публікації:
Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини