xcounter
Calendar Icon

Что нас ждет в ближайшие месяцы?

26.03.2020 10:57 (Оновлено 26.03.2020 в 10:58)
Олег Маленков, «Новое Время»

​​Мы переживаем тяжелейшее потрясение со времен 20 века, и дело не только в самом вирусе, но и в последствиях, который он несет для глобальной экономики.

Одновременно наступает кризис спроса, проявляющийся в снижении покупательского интереса на товары/услуги не первой необходимости, и предложения — темпы производства существенно снизились, фабрики работают с серьезными перебоями. Соответственно страдают как экспортные, так и импортные глобальные экономики. Безработица в США по прогнозам достигнет 30% (для сравнения в 2007—2009 было 10.2% безработных, а во времена Великой депрессии — почти 24.5%), а ВВП может сократиться вдвое.

Помимо производства, вирус уже катастрофическим образом повлиял и на туризм — одна лишь Австралия теряет $1 млрд ежемесячно из-за ограничений на сообщение с Китаем, а что говорить про другие направления, которых сотни? Авиакомпании летают пустыми между США и Европой, чтобы не потерять маршрутные слоты. По европейским правилам, если авиаперевозчик не использует более 80% слотов, то они отдаются более стабильным конкурентам.

Внутренние перелеты тоже отменяются один за другим, Delta предлагает обменять билеты бесплатно на любой другой рейс в течение года. Подобное наблюдается и на рынке краткосрочной аренды, из-за слабой заполняемости катастрофически падают цены — в Париже, где исторически были одни из самых высоких цен на жилье, теперь легко уложиться в $50−70 за ночь. Можно только представить, что нас ждет в ближайшие месяцы в этих индустриях — тотальный застой и надежда на государственные программы помощи. Выплаты будут исчисляться десятками миллиардов долларов.

Последствия вируса коснутся даже тех сфер деятельности, которые на 100% находятся в онлайне. Ты инстаграм-блогер, зарабатывающий от рекламных интеграций и продающий физический продукт? Из-за отсутствия альтернативных рекламных каналов можно будет увидеть краткосрочный всплеск активности, бренды перенаправят свои усилия из более традиционных источников трафика в новые. Со временем из-за нарастающей конкуренции это приведет к истощению канала и его неэффективности. Это вопрос времени.

Давайте вспомним, как человечество переживало кризисы и эпидемии прошлых лет:

1) Атипичная пневмония SARS в Гонконге (2002)

Последствия в Гонконге: 286 смертей по всему миру, значительное изменение роста ВВП в Гонконге с +5% в середине 2002 до рецессии в 10% в начале 2003 года. Реальный ВВП практически не изменился.

Восстановление: к середине 2003 года рост ВВП с отметки -10% поднялся к историческому максимуму в те годы +25%, и со временем вернулся к докризисным показателям (+5%). Реальный ВВП с 360 млрд гонконгских долларов стремительно поднялся до 440 млрд за 2 года.

2) H2N2 «Азиатский грипп» (1958)

Последствия в США: 116 тысяч смертей в США, рецессия 10% в начале 1958 года, реальный ВВП снизился на 100 млрд долларов.

Восстановление: рост экономики 10% к середине 1958 года, реальный ВВП вырос на $350 млрд в течение нескольких лет.

3) «Испанский грипп» (1918)

Последствия в США: зафиксированы 675 тысяч смертей (во всем мире — 500 млн зараженных, от 17 до 50 млн смертей по различным данным). Падение роста с 10% до 0%. Реальный ВВП практически не изменился.

Восстановление: некоторое время стагнация экономики, потом рост и опять обвал во времена Великой депрессии.

Как мы видим из этих примеров, пандемии существенно влияют на экономику государств, но падение сравнительно быстро превращается в рост, как только удается погасить очаг. Все без исключения экономические потрясения на графиках имеют V-образную форму, то есть фактически всегда возвращаются к предыдущим значениям.

Время для новой экономики

Как правило, страны с более сильной экономикой быстрее возвращаются на исходные позиции, но несмотря на это, также подвергаются структурным микро- и макроэкономическим изменениям. У нас меняются привычки, отношения к подобным кризисам, мы начинаем по-другому тратить деньги и использовать сервисы. Так, например, в Китае во время SARS, люди стали намного чаще делать интернет-покупки в ущерб привычному традиционному ритейлу — многие связывают взрывной рост Alibaba как раз с вирусом 2002 года. В свое время после кризиса 2007−2008 появился Airbnb, Uber и WhatsApp, продукты компаний, без которых мы сейчас не можем представить свою жизнь.

Сейчас повсеместно отменяются крупнейшие международные конференции — в Остине (Техас) отменили SXSW, в котором участвует 400 тысяч человек. Малый и средний бизнес ждет это мероприятие каждый год, начиная с 1987 года. Экономика города во многом зависит от его проведения. Возможно это то самое время для технологии, которая заменит физическое присутствие человека?

Разработкам в медицине всегда мешала зарегулированность систем, создавая защитный барьер для входа новых компаний. Кто еще несколько лет назад начал работать над цифровизацией здравоохранения, сейчас имеют хорошую возможность ускорить запуск своих продуктов на глобальные рынки и достучаться до миллионов людей.

Интернет-торговля (e-commerce) все это время росла быстрыми темпами, но по-прежнему занимает только десятую часть от общих продаж. Кризис максимально ускорит этот сдвиг и коснется всего малого и среднего бизнеса. У нас пока еще нет ответов, как это коснется деятельности, которая физически привязана к определенному месту — например, салоны красоты или фитнес-клубы.

Известно одно — мы поменяемся, и вместе с этим изменятся экономические каноны, по которым мы живем. Не исключено, что многие привычные для нас бизнесы закроются в ближайшее время. Поэтому вместо того, чтобы втридорога продавать маски, нам необходимо найти способ удовлетворить новообразовавшиеся привычки человека посткоронавирусной эры. А их будет много.

Теми публікації:
Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини