Михаил Гуйда: «В Китае колоссальные тенденции развития»

17.06.2020 в 18:15 | Наталія Сухоліт, джерело: «Facenews»

Народный художник Украины, профессор Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Украины (НАОМА) Михаил Гуйда – знаковая личность. Его картины неизменно привлекают внимание коллекционеров и любителей искусства на разных континентах.

Народный художник Украины, профессор Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Украины (НАОМА) Михаил Гуйда – знаковая личность. Его картины неизменно привлекают внимание коллекционеров и любителей искусства на разных континентах. За его творчеством следят украинские искусствоведы и критики. Михаил Гуйда считается лучшим портретистом Украины, а в числе его учеников – ведущие украинские живописцы. Впрочем, жизнь известного художника полна удивительных событий и один из них тесно связан с Китаем. Cтоличные арт-круги мало знакомы с этой страницей биографии Михаила Гуйды и многое, о чем говорят, строится на догадках. Именно поэтому мы встречаемся в киевской мастерской художника, чтобы говорить не столько о творчестве, а о китайском периоде.

Михаил Евгеньевич, как Китай пришел в Вашу жизнь?

Я давно увлекался Востоком, его культурой и философией. Хотя вначале довелось побывать в Японии (Киото) с выставкой молодых художников. Тогда мы собрали работы многих – А. Власова, Е. Гордийца, А. Кантемирова, Оксаны Слеты, А. Чебыкина и многих других, тогда еще молодых киевских художников… Поездка меня вдохновила и позволила воочию насладиться тем, что до этого приходилось видеть только на страницах альбомов. Хотя этой выставкой отношения с японской стороной и ограничились. Позже, в 1996 году в Академию обратилась китайская фирма, работающая с РФ и Украиной с предложением расписать торговый дом. Проект курировал Анатолий Гайдамака, а я должен был сделать росписи. Проект был успешно реализован, но дальше этого дело не пошло. Только спустя 3 года, когда меня пригласили преподавать в Чжэцзянском педагогическом университете, я с радостью принял предложение. Для меня это было, прежде всего, счастливой возможностью пожить там длительный период, окунуться с головой в культуру и традиции.

Как Вы думаете, почему в Китае возник большой интерес к европейской изобразительной школе? Ведь китайская традиция принципиально другая.

Китайцы – высокоорганизованный, культурный и воспитанный народ. Видимо, их стержень – каллиграфия и дает тонкое и глубокое понимание живописи. Нигде в мире, кроме Италии, я не встречал такого уважения к изобразительному искусству. А стремление изучить реалистическую школу живописи объясняю общими тенденциями, которые господствуют сегодня в Китае – учиться, брать на вооружение все новое. Китайцы уверены, что детей с ранних лет следует обучать различным видам искусства. Даже если к этому нет особых наклонностей, и это не станет в будущем их профессией. Даже в самом маленьком городке можно встретить, как минимум, 2–3 музея. В крупных центрах проходит огромное количество выставок самого высокого уровня, как например, из музеев Прадо, Лувр, Д’орсе.

Расскажите о Вашей преподавательской деятельности в Китае.

Вначале я год преподавал в Чжэцзянском педагогическом университете, готовил преподавателей живописи и рисунка. Сейчас я – почетный профессор нескольких университетов, периодически курирую различные проекты, как, например, живописные пленеры или мастер-классы. Три года назад открылся Гуйда арт-центр «Академия», в котором проходят обучение зрелые художники, в основном из числа преподавателей школ, студий, университетов. Обучение предполагает интенсивный месячный курс, каких в течении года бывает два – осенью и весной в разных уголках Китая. Для музеев, университетов или городских властей, которые приглашают нас, это престижно и сразу же поднимает уровень. Как правило, набираем на курс не более 25 студентов при том, что обычно подают заявки более 60 художников. Из-за карантина отменились весенние занятия 2020 года. До этого собирались вместе осенью 2019 года в городе Циндао. После окончания интенсива проводим отчетные выставки.

Ваши помощники в преподавательской деятельности?

Обычно, мне помогают те из моих китайских учеников, которые раньше учились в моей мастерской в НАОМА. Также, из Украины приезжает мой ассистент Олег Ясенев. Часто привозим украинскую натуру, так как студентам интересно порисовать именно европейцев.

Михаил Гуйда с учениками

Не потерян ли интерес китайцев к обучению в НАОМА?

В моей мастерской в этом году заканчивает обучение 5 китайских студентов. Ситуация не измениться и в следующем году. Хотя, сегодня многие приезжают и поступают в магистратуру, закончив бакалаврат в Китае.

Михаил Гуйда с учениками

Ваше мнение о китайских студентах и чем они отличаются от украинских?

Прежде всего, дисциплиной. Родители не позволят своим детям учиться вполсилы, лишь бы как. Удивительно, но, приезжая в Киев, китайские студенты быстро перенимают у наших не самые лучшие привычки. Я бы отметил еще одно удивительное свойство китайских студентов – они схватывают все на лету, цепко и жадно следят за каждым твоим словом или жестом.

Михаил Гуйда с учениками

А как Вы с ними общаетесь?

Практически вся молодежь знает английский язык. Да и я могу общаться по-китайски на бытовом уровне. В Китае в особых случаях мне помогает ассистентка, которая хорошо знает русский. То есть, языкового барьера – нет.

Сегодня Ваше творчество хорошо известно в Поднебесной. Проходят выставки, печатаются солидные альбомы, о миллионных тиражах которых в Киеве ходят легенды.

Китайцы издали 5 больших альбомов о моем творчестве. У нас тиражи каталогов, которые печатают художники, редко превышают 1000 единиц. А там самый маленький – 3000. Впрочем, все зависит от покупателей. Мой первый китайский каталог был издан тиражом 5000 экземпляров, которые быстро разошлись. Поэтому издательство допечатывало его несколько раз. В Пекине альбом был издан тиражом 10 000, который также быстро разошелся. Здесь существует практика, когда издательства сами обращаются к художнику с предложением.

У нас ситуация прямо противоположная. Художник ищет издательство и средства, чтобы напечатать свой альбом…

В Китае моим продвижением занимается крупнейшая в мире компания Art Tron. Кстати, согласно опросу, проведенному компанией среди зрителей и почитателей, я вошел в ТОП-10 лучших китайских художников! И поскольку в КНР, где все решает потребитель, присутствует огромный интерес ко всему новому и неизвестному, то не сложно предположить, что продукция издательств будет востребованной.

Центральная часть триптиха "Большой Шелковый путь" - Караван (фрагмент). 250х200

«Глубокое погружение» не могло не сказаться на Вашем творчестве и сегодня китайские мотивы можно наблюдать как в живописи, так и в графике.

Модернизм и постмодернизм построены на восточных мотивах. Увлечение востоком можно проследить в работах тех же Климта или Ван Гога… Когда я оказался в Китае, то стал много читать и смотреть, изучать и общаться. Все это логично отобразилось в моем творчестве. Первая персональная выставка состоялась в Ханчжоу в 2004 году и с той поры ежегодно проходит 1–2 персональные выставки. Выставляюсь, как правило, в ведущих музеях таких крупных центров, как Пекин, Шанхай, Хангджоу, Шеньжень. В 2008 году, к примеру, в Пекине к ХХІХ Летним Олимпийским играм состоялась художественная выставка живописи известнейших китайских художников, где впервые в качестве участника оказался европеец – Ваш покорный слуга. По приглашению Министерства культуры КНР и Китайской академии искусств я участвовал в конкурсе «Шелковый путь», в котором принимали участие известнейшие художники – 50 иностранных и 200 китайских. Был напечатан каталог, мы готовились к выставке, которая должна была состоятся весной 2020 года. Увы, пока что проведение проекта перенесено, а сроки не определены. Предполагалось, что вначале выставка состоится в Пекине, а потом – во всех крупных городах КНР и по всему Шелковому пути до Европы. Проект реализуется под непосредственным руководством Председателя КНР.

Центральная часть триптиха "Большой Шелковый путь" - Караван (фрагмент). 250х200

Почему проект «Шелковый путь» имеет конкурсную основу?

Всем художникам проекта оплачивается создание произведений. Но пришлось пройти жесточайший отбор, в результате которого был избран мой эскиз – триптих «Большой Шелковый путь». Отбор – обязательное условие для всех приглашенных участников. Во время работы над триптихом, а это было в Киеве, я постоянно отправлял организаторам фото различных этапов его создания. Когда в Киев приехал один из Вице-президентов Китайской академии искусств, то одним из пунктов его визита было посещение моей мастерской и просмотр создающегося триптиха «вживую».

Предварительные картоны триптиха "Большой Шелковый путь"

Расскажите о триптихе подробнее…

Не скрою, что работа над ним очень вдохновляла, но, вместе с тем, была невероятно ответственной – большое историческое произведение требовало огромной подготовительной работы, всестороннего изучения материала. На левой части триптиха изображены европейские купцы, прибывшие в Китай. На правой части – китайские купцы, приехавшие в Европу. Центральная часть – караван в Средней Азии. В целом в триптихе присутствует до 150 персонажей. Для создания каталога с целью максимально точной цветопередачи триптих был целиком отсканирован в специальных огромных сканерах. А не сфотографирован, как обычно поступают издательства.

Правая часть триптиха "Большой Шелковый путь" - Встреча китайских купцов (фрагмент). 280х200

Наверное, у Вас большое количество китайских поклонников из числа коллекционеров?

Коллекционирование – это элитное увлечение, доступное не всем. Однако в Китае наблюдаются колоссальные тенденции развития. И я бы сказал, что китайская публика не просто готова к коллекционированию – это стало модным занятием, прочно вошедшим в жизнь общества. Помимо этого, государство выделяет огромные средства на приобретение произведений искусства для китайских музеев. Например, Пекинский музей купил у меня большую картину, посвященную И. Мазепе. И это не удивительно, поскольку историческое полотно – большая редкость во всем мире.

Левая часть триптиха "Большой Шелковый путь" - Европейцы в Поднебесной (фрагмент). 280х200

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

БМП Bradley "розмазала" ворожу техніку (відео)
Яскравий спалах освітив нічне небо в Україні (відео)
У Києві на Хрещатику сталася масова бійка (відео)
Бійці "Помсти" знищили кросові мотоцикли окупантів (відео)
Окупант палкою "стріляв" по українському дрону (відео)
"Айдар" взяв у полон групу окупантів біля Часового Яру (відео)
У Рубіжному зробили туалет із російських ящиків для снарядів (відео)
Кадиров після повідомлень про хворобу терміново показав відео свого тренування (відео)
Все видео

Лента новостей

ЗСУ не мають тилових смуг оборони перед наступом Росії, — The Associated Press
🕑 5 годин 50 хвилин тому
Комунальники в Києві підозрюються в розкраданні 10 млн на ремонті доріг (відео, фото)
🕑 6 годин 38 хвилин тому
Кулеба заявив США: "Шукайте проблему зі свого боку, а не з боку України"
🕑 8 годин 30 хвилин тому
Мільйон гривень віддала одеситка шахраю псевдоволонтеру (фото)
🕑 10 годин 7 хвилин тому
Зарубав і хотів спалити тіло матері чоловік на Житомирщині (відео)
🕑 12 годин 34 хвилини тому
"Я занадто довго в цьому виді спорту": Ломаченко може завершити боксерську кар'єру (відео)
🕑 15 годин 8 хвилин тому
Чиновник Деснянської РДА Києва "погорів" на хабарі (фото)
🕑 18 годин 8 хвилин тому
Позбавляємося каламутності води в басейні з коагулянтами AquaDoctor
🕑 вчора
"Батя, я стараюсь": маріупольський опір отруїв алкоголем на смерть окупантів (фото)
🕑 вчора
Пропаганда РФ придумала фейк, нібито "10-річні діти ножами вбивали" окупантів у Маріуполі (відео)
🕑 вчора
Відомі роботи-пси Boston Dynamics отримали кумедний костюм (відео)
🕑 вчора
В Урпошті нецензурно відповіли на критику за продаж старих авто (фото)
🕑 вчора
Україна розгромила Китай на ЧС-2024 з хокею (відео)
🕑 вчора
Під Москвою палала масштабна пожежа на заводі (відео)
🕑 позавчора
"Київ Незламний": ТОРівці здобули призові місця в турнірі (фото)
🕑 позавчора
Все новости