СБУ как инструмент тоталитаризма в Украине
Новый законопроект значительно расширяет полномочия СБУ, а также прямо прописывает ей новые сферы деятельности.
28 января парламент принял законопроект №3196-д, который предложил принять новую редакцию закона о Службе безопасности Украины. Данный законопроект вызвал много споров и недопониманий среди руководства страны и международного сообщества. Дело в том, что новый проект значительно расширяет полномочия СБУ, а также прямо прописывает ей новые сферы деятельности. Нормы законопроекта изложены нечетко, неконкретно, допускают различные толкования, оставляет возможности для злоупотреблений и противоречит требованиям ЕСПЧ по четкости законов, на основании которых ограничиваются права человека.
Так, Служба получает право существенно вмешиваться в избирательный процесс: вносить в ЦИК характеристики относительно партий и присваивать им статус сепаратистской, террористической или диверсионной. Данные характеристики влекут за собой отказ в регистрации кандидатов в депутаты. Да, оно может быть обжаловано в судебном порядке, однако все равно это - грубое нарушение избирательных прав. СБУ должна была обращаться в суд, а не в ЦИК, и доказать там обоснованность своих претензий, а отказ в регистрации партии должно осуществляться уже на основании судебного решения.
В статьях 18-21 законопроекту говорится о праве сотрудников СБУ на задержание лиц с применением различных мер принуждения. При этом сотрудник СБУ не обязан, как полицейский или солдат Национальной гвардии, сообщать о задержании в центры правовой помощи и давать задержанному право на оповещение родных о задержании. По сути, задержанное лицо лишено конституционного права на доступ к правовой помощи и не имеет защиты от пыток и жестокого обращения. С предоставлением таких полномочий СБУ можно будет забыть о гарантированным Конституцией правах на свободу.
В законе "О телевидении и радиовещании" в перечень запрещенных для телерадиоорганизаций призывов добавлены "пропаганда терроризма, сепаратизма, диверсионной или разведывательно-подрывной деятельности, или иных действий, направленных на нарушение неприкосновенности государственной границы Украины, против основ национальной безопасности, мира, безопасности человечества и международного правопорядка". Учитывая, как расплывчато и нечетко определено понятие "разведывательно-подрывной деятельности", эти изменения существенно угрожают свободе слова. Тем более, что Национальный совет теперь сможет аннулировать лицензию телерадиоорганизации по представлению СБУ, с правом вещателя обжаловать такое представление. Однако должно было быть наоборот: представление СБУ в суд и лишение лицензии по решению суда, которое вступило в законную силу.
СБУ получает законный доступ к банковской тайне. Если раньше банки имели обязанность раскрыть банковскую тайну органам прокуратуры, ГБР, НАБУ по делам по выявлению необоснованных активов, то теперь к этому списку присоединили СБУ. Кроме того, при преследовании лиц, подозреваемых в проведении подозрительной деятельности в любое время беспрепятственно заходить и находиться на территории и в помещениях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности. Для осуществления таких действий необходим, как минимум, разрешение суда, однако в законопроекте речь о нем не идет.
СБУ также получает право легально использовать информацию из Единого государственного демографического реестра. Единственной категорией лиц, чьи данные защищены, будут сами СБУшники. Их персональные данные как информация о расходах становятся государственной тайной.
Для осуществления общественного контроля за деятельностью Службы безопасности будет создан консультативно-совещательный орган - общественный совет при Центральном управлении СБУ. Однако войти в этот орган смогут только "особо проверенные кадры". "Они в обязательном порядке проходят проверку и контрразведывательный опрос". "Контрразведывательной опрос - это опрос лица (в том числе с использованием полиграфа) на предмет контактов с представителями спецслужб иностранных государств и террористических организаций", - уточняет закон. Сколько среди членов общественных советов будет конфиденциальных информаторов или негласных внештатных работников СБУ - вопрос риторический. При таких условиях этот механизм общественного контроля станет декоративным, так как другие механизмы общественного контроля не предусмотрены.
В итоге поспешно принятый законопроект о СБУ имеет крайне нечеткие и неконкретно сформулированные определения многих понятий, которые оставляют большой простор для злоупотреблений. Новые полномочия СБУ грубо нарушают права человека, в частности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на приватность, право собственности и другие. В то же время становятся законными действия, противоречащие общепринятым нормам: блокировка интернета, перехват телекоммуникаций и другие. Создаётся впечатление, что Служба получила карт-бланш на любые действия ради защиты целостности и суверенитета Украины и постоянно превышать свои полномочия, в ситуациях, где ее не должно было быть вообще. Истории о вмешательстве СБУ в бизнес и "крышевание" коррупционных схем годами заполоняют интернет, а ответственность за данные действия прямо прописаны в законе – "Контроль осуществляется специально назначенными президентом должностными лицами, по специально утвержденным положениям". Ни положения, ни следов деятельности этих должностных лиц никто еще не видели и, пожалуй, не увидит.


Червінський звинуватив Зеленського та Єрмака у роботі в інтересах РФ і зриві операцій спецслужб: що він стверджує
Європейський Союз проти X: як штраф у 120 млн євро переріс у політичну війну
Антон Луковський, спортивний психолог: як приручити інстинкти та навчити спортсмена думати
Ігор Коломойський: від “короля Привату” до підсудного. Як будувалась і руйнувалась імперія одного з головних олігархів України
У космосі тиснуть на шпигунів, підсилюють ракети й будують власні «старлінки»: головні події випуску Alpha Centauri
Мінфін дає ФОПам перепочинок до 2027 року: що означає нова заява і чого чекає МВФ
Цілує руку вбивці: в Індії мультяшні Моді та Путін заспівали про дружбу, є в кадрі і Трамп (відео)
Нардеп «Слуги народу» Юрій Камельчук заплутався у версіях про свій євротур і показав фейкові «докази відрядження» – розслідування






