Водородная отрасль поможет Украине заинтересовать ЕС
С целью достижения климатической нейтральности и стимулирования предприятий к зеленому переходу, ЕС намерен ввести с 2023 года углеродную пошлину на импорт под названием СВАМ (Carbon Border Adjustment Mechanism). При пересечении границы еврозоны стоимость продукции с высоким углеродным следом будет автоматически увеличиваться на размер данной пошлины. Сегодня почти вся электроэнергия, за исключением полученной из ВИЭ, производится с углеродным следом. Поэтому речь идет об очень широком спектре продукции.
Украинский ГМК и сталелитейная отрасль оказались в заложниках глобального зеленого перехода, который охватил планету. Сначала Парижское климатическое соглашение, затем новая европейская политика Green Deal, а теперь еще и СВАМ. Давайте честно: мы не в состоянии за несколько лет совершить технологический прорыв, который развитые страны совершали десятилетия. Безуглеродные технологии в ЕС будут готовы к внедрению только в 2030-2040 гг. И это при общем объеме инвестиций более 1 трлн евро. Сегодня европейские производители стали активно переходят на электродуговые печи и водородные технологии.
В Украине 95% сталелитейного производства основано на использовании кислородно-конвертерных технологий и мартеновских печей. Почему так? Все достаточно просто: мы имеем значительные запасы железной руды. И такой технологический способ производства более экономичен. Чтобы выйти из-под действия СВАМ, нам нужно либо отказаться от ЖРС, либо заново построить сталелитейную отрасль по новым стандартам. С точки зрения экономики, и первое и второе – утопично. На постепенные преобразования у нас нет денег и времени, которое по большому счету упущено.
Но в развитии водородных технологий у нас есть будущее. Если Украина сможет в сжатые сроки создать отрасль по производству водорода, мы еще сильнее войдем в орбиту экономических интересов ЕС. Для этого у нас есть серьезное конкурентное преимущество – развитая газотранспортная система. Она позволит транспортировать произведенный водород напрямую европейским потребителям. В свою очередь, для создания и работы водородной отрасли нужна развитая зеленая энергетика. Здесь у нас тоже есть хорошие перспективы, если государство наконец займется стимулированием развития ВИЭ, вместо наращивания долгов за произведенную э/э.
Европейский Союз планирует аккумулировать средства, полученные от уплаты углеродной пошлины в специальном фонде, а затем направлять их на зеленые проекты. Так как Украина подписала Соглашение об ассоциации с ЕС, то у нас есть основания претендовать на часть этих денег. Этот вопрос обязательно следует поднять на предстоящих переговорах по пересмотру Соглашения.


Скарб у надрах Землі: чому світ почав полювання на білий водень
НАБУ вийшло на слід «двушки в Москву» Міндіча: слідство розглядає ознаки державної зради
«Брудний секрет» цифрового світу: автор YouTube-каналу заявив, що індустрія дорослого контенту прискорила розвиток VHS, онлайн-платежів і комп’ютерного зору
Вашингтон змінює правила місячних перегонів: NASA обере того, хто першим підготує посадковий модуль — SpaceX Маска чи Blue Origin Безоса
Гонка за штучний інтелект: чому битва точиться не лише за чіпи, а й за електрику та дата-центри
Китай нарощує запаси нафти на тлі падіння світових цін: що це означає для ринку
Пляжний теніс: 25 фактів, які змінять ваше уявлення про цей вид спорту
Юлія Левченко зізналася, що хотіла відмовитися від Олімпіади: як вона пройшла кризу і перезапустила кар’єру








