Сегодня говорить о свободном плавании украинской национальной валюты столь же неуместно, как и о жесткой фиксации курса.
Об этом в статье для ZN.UA пишет доктор экономических наук Сергей Кораблин.
По мнению автора, в обозримом будущем у Нацбанка альтернатив нет: он должен будет жестко контролировать колебания курса, покупать при малейшей возможности валюту, продавать ее для упреждения «свободных падений» гривни, ограничивая попутно ее эмиссию и оборот.
Кораблин отмечает, что, этот контроль следовало бы предварить ревизией валютных и других запретов — для их максимального упрощения в пользу первоклассных иностранных инвесторов.
Автор уверен, что валютный рынок будет лихорадить, а гривня падать до того момента, пока не закончится сырьевая рецессия.
«Но это от Украины, увы, не зависит. Безусловно, продажа Нацбанком валюты из международных резервов (13 млрд долл.) тормозит падение курса. Проблема, однако, в том, что программа МВФ предполагает их рост, а не снижение. Поэтому возможности НБУ не так уж и велики, фонду ведь тоже надо демонстрировать какие-то успехи своей поддержки Украины, чтобы выделить ей очередную порцию кредита», - пишет автор.
В силу этого, делает вывод Кораблин, дальнейшее скольжение курса неизбежно.
«Остановит его, в конечном счете, оживление мировой экономики и рост цен на сырье. Благодаря этому украинское производство войдет в фазу долгожданного подъема, а гривня — курсовой устойчивости. Но будущая их длительность непредсказуема, как и продолжительность сырьевой рецессии сегодня», - говорится в статье.
«Наименее приятная часть этой истории — последующее торможение глобальной экономики. Учитывая его цикличность, нынешние первоклассники смогут его наблюдать, будучи еще школьниками (возможно, даже не один раз). Как только цены на сырье устремятся вниз, в Украине снова станет актуальной гипотеза «свободного падения (плавания)» гривни. И тогда о курсе 25,0 грн/долл. будут вспоминать с такой же ностальгией, как сейчас о 8,0 грн/долл. Не исключено, что в памяти всплывут и 5,05.
Причина — сырьевой уклад отечественной экономики. Причем он лежит в основе не только курсовой нестабильности гривни, но также невозможности выполнения Национальным банком его основной конституционной функции — «обеспечение стабильности денежной единицы Украины» (статья 99 Конституции Украины). Но об этом, похоже, предпочитают не только не говорить, но даже не думать», - резюмируется в статье.