xcounter
Calendar Icon

Религиовед: В Украине чрезмерный либерализм к церквям

31.07.2015 13:07

Государственная политика Украины по отношению к религиозным организациям чрезмерно либеральная. Как утверждают религиоведы, СБУ не следит за мошеннической активностью религиозных деятелей, которые угрожают психическому или даже физическому здоровью украинцев. А в это время украинские церкви в течение долгого времени продолжают быть в скандальном эпицентре внимания общественности. Единой поместной украинской церкви по-прежнему нет – Украинская автокефальная православная церковь и Украинская православная церковь Киевского патриархата в очередной раз не смогли договориться. Может ли УПЦ МП быть «агентом» Кремля, и почему Украине так необходимо единение церквей? Об этом в интервью FaceNews рассказал религиовед Юрий Черноморец.

Государственная политика Украины по отношению к религиозным организациям чрезмерно либеральная. Как утверждают религиоведы, СБУ не следит за мошеннической активностью религиозных деятелей, которые угрожают психическому или даже физическому здоровью украинцев. А в это время украинские церкви в течение долгого времени продолжают быть в скандальном эпицентре внимания общественности. Единой поместной украинской церкви по-прежнему нет – Украинская автокефальная православная церковь и Украинская православная церковь Киевского патриархата в очередной раз не смогли договориться. Может ли УПЦ МП быть «агентом» Кремля, и почему Украине так необходимо единение церквей? Об этом в интервью FaceNews рассказал религиовед Юрий Черноморец.

Юрий Черноморец
Юрий Черноморец

Как влияет Украинская православная церковь Московского патриархата на политическую ситуацию в Украине?

Я думаю, что влияние церкви на политическую ситуацию бывает разным. Во время Майдана было ощутимое влияние церквей. В частности, если большинство церквей поддерживали народ, то Всеукраинский совет церквей, особенно Украинская православная церковь Московского патриархата, прилагали миротворческие усилия, когда происходили переговоры между властью и оппозицией. Сегодня мы не видим такой конструктивной позиции УПЦ. Она не выполняет миротворческую роль, не пытается посадить стороны имеющегося конфликта за один стол. Она не является посредником между Россией и Украиной, чего можно было бы ожидать, не является посредником между киевской властью и, например, «ДНР», «ЛНР». То есть ту роль, которую она могла бы отыгрывать – она абсолютно не играет.

УПЦ МП ждет, когда оппозиция вернется к власти

Вместе с тем мы видим, что Украинская православная церковь активно дружит с теми политиками, которые были прошлой властью, так называемым «Оппозиционным блоком». Целый ряд бывших политиков нашли себе убежище в церкви. Это происходит и на местах, и в центре. То есть это такая, я бы сказал, выжидательная позиция для УПЦ. Скорее всего, она думает, что все завершится как и в 2004 году – поражением «новой волны» – и тогда представители «Оппозиционного блока» вернутся к власти.

В СМИ неоднократно распространялась информация, что УПЦ МП содействует сепаратистским настроениям на востоке Украины. Можно ли Московский патриархат считать «агентом» Кремля?

В целом, на востоке Украины УПЦ не содействует сепаратистским настроениям, разжиганию вражды и тому подобному. Боевикам там даже приходится завозить собственных священников, находить их где-то среди тех, кто окормляет (пастырское попечение о спасении, заключающееся в духовном наставничестве и молитве – FaceNews.) казаков в Российской Федерации. Эти священники заезжают и благословляют все их действия.

Единственная категория священнослужителей, которые довольно активно на востоке поддержали нано-сепаратизм – это те, кто в прошлом были офицерами, военнослужащими когда-то Советского союза. Особенно те, кто были десантниками, принадлежали к различным десантным военным союзам.

Проукраински настроенные православные должны быть едины

Почему дальше разговоров о создании единой поместной украинской церкви дело не идет?

Автокефальной церкви предлагались различные условия для вхождения в Киевский патриархат: давайте вы войдете как автономное объединение, полностью сохраняя свои права, получите, сколько хотите людей в синоде. То есть предлагались практически любые условия. Абсолютно непонятен весь иррационализм в их позициях. Понимаете, вот они выдвигают требования: мы хотим то-то и то-то. И когда патриарх Филарет и его синод, Архиерейский Собор говорят: хорошо, мы с вами согласны. Они начинают говорить: нет-нет, мы рассмотрели эти условия. Это же был ваш проект! Все это показывает, что архиереи Украинской православной церкви не хотят этого объединения, к сожалению.

Когда был жив митрополит Мефодий, многие считали, что УАПЦ не объединяется с Киевским патриархатом именно из-за его позиций. Действительно, мы знаем, что в 2011 году сегодняшний предстоятель митрополит Макарий был за объединение с Киевским патриархатом, митрополит Мефодий – против. И тогда объединение не состоялось. А тут вдруг все против, в том числе и Макарий. Хотя условия предлагались намного лучше, чем в 2011 году.

Кто знает, какие могут быть причины. Возможно, у Российской Федерации есть компромат на этих архиереев автокефальных. Это неизвестно, потому сегодня никаких объективных причин не объединяться не существует. Наоборот, это объединение необходимо Украине, тем более что есть шансы, что Вселенский патриархат объединенную церковь признает очень быстро.

Почему это объединение так необходимо Украине?

Потому что это абсолютно нелогично. Не может быть двух Чемпионатов по футболу, не может быть в каждой области по два губернатора. Должна быть единая православная церковь. По крайней мере, те православные, кто имеют проукраинскую ориентацию, должны быть едины. Личный фактор не должен играть большой роли, тем более, сегодня. Никто не может сказать, что патриарх Филарет какой-то советский архиерей, недостаточно украинский патриот и тому подобное. Все то, что автокефальная говорила, скажем, в 90-е, в 2000-е о нем, как недостойном деятеле – сегодня не играет никакой роли. Все-таки мне кажется, они не чувствуют ни потребностей общества, ни ответственности перед историей.

Церкви не чувствуют на себе давления

Существует ли сегодня в Украине государственная политика по отношению к религии?

Существует либеральная политика, что все церкви имеют право практически на что угодно, кроме откровенного разжигания религиозной и национальной вражды. И, соответственно, государство обеспечивает права и свободы всех религиозных организаций, тем более православных. Я бы сказал, что украинское государство, возможно, проводит чрезмерно либеральную политику. Нужно, кроме того что разрешать всем делать все, что угодно, как-то содействовать позитивным для государства процессам.

Церкви не чувствуют какого-то давления на себя, хотя нужно было бы иногда не рассчитывать на то, что они сами поймут, какая на них историческая ответственность, а вступить в диалог. Я не говорю, что оказывать давление, но разговаривать. Тогда потенциал церквей, который, на самом деле, огромен, мог бы быть активно задействован. Тут нельзя рассчитывать, знаете, на само их сознание. Это у Киевского патриархата оно возникнет, а с другими нужно поговорить.

Государство должно более жестко контролировать религиозную деятельность?

Я считаю, что да. Будем говорить, что в СБУ есть люди, которые согласно законодательству должны следить за активностью религиозных деятелей. Во-первых, в связи с национальной безопасностью, а во-вторых, в связи с тем, что есть религиозные явления, которые угрожают физическому, психическому здоровью граждан.

Или они спят, или не знаю, что там делают, но не проводится работа для сохранения целостности, для минимизации религиозно-национальной вражды, не проводится работа с мошенниками. Я не знаю, почему настолько низкая активность. Возможно, они просто боятся трогать религиозную среду, чтобы никто не обвинил в нарушении каких-то прав.

Поэтому я считаю, что в Украине такой чрезмерный либерализм. Во-первых, безусловно, не хватает диалога между государственными органами власти и церквями, религиозными организациями. А во-вторых, нужно все-таки, чтобы государство, некоторые компетентные органы контролировали эти процессы. Я считаю, что национальная безопасность и содействие единству православных – это более важные задания, чем выискивать сегодня сектантов, которые у кого-то там выманили 50 гривень или даже 500. Тут бы страну сохранить. 

 

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини