xcounter
Calendar Icon

Замминистра финансов решила, что Яценюк – отец народа, а Яресько – мать

14.09.2015 11:54

Экономист Виктор Скаршевский считает, что для успешности налоговой реформы в Украине государство должно в два раза уменьшить свое вмешательство в экономику. По мнению эксперта, без защиты прав собственности и неотвратимости наказания ни одна налоговая реформа не сработает.

Несколько дней назад, на форуме «Какие реформы станут фундаментом украинского экономического чуда?», организованном РПР, заместитель министра финансов Украины Елена Макеева, представляя правительственную налоговую политику, заявила следующее:

Министр финансов и Премьер-министр - это родители, а мы с вами, простые граждане - их дети. Эта оговорка раскрывает психологию действующих руководителей. Называя сами себя реформаторами, они строят патерналистское государство, где на вершине пирамиды сидит царь-батюшка, вокруг него бояре. И они решают, что для их несмышленых подданных хорошо, а что нет. Непослушных, в такой системе, принято пороть.

Учитывая, что на календаре не 16-й век, в качестве розог и шпицрутенов используются налоги. Такое сравнение полностью объясняет репрессивную и конфискационную налоговую политику по отношению к бизнесу и гражданам, которую нынешнее правительство проводило последние полтора года и, похоже, намеревается осуществлять в дальнейшем. Эта политика - наказание тех, кто зарабатывает деньги и создает рабочие места. Власть выискивает, где остался хоть какой-то доход и сбережения, и стремится их конфисковать.

За полтора года введено 12 дополнительных налогов и сборов, среди них: налог на проценты с депозитов, налог на пенсии, налог на недвижимость, транспортный налог и др.). Дополнительных налогов и сборов показалось мало и власть к этому всему постоянно повышают ставки налогов. Однако и это не удовлетворило аппетиты новых бояр и началась конфискация денег у бизнеса с помощью переплаты налога на прибыль (плюс 8 млрд грн) и невозмещением экспортного НДС (плюс 12 млрд грн).

Увеличение налогового давления в 2015 году составит сумму около 100 млрд грн. При стремительно падающей экономике увеличивать налоговое давление, это не просто не разумно, это преступно по отношению к украинским гражданам. Это те деньги, которые могли бы пойти на инвестиции, развитие и зарплаты. А так, эти 100 млрд грн попадут в руки чиновникам, которые распорядятся этими деньгами как обычно, крайне неэффективно, часто с коррупционной составляющей.

И это только вершина айсберга.

За первое полугодие 2015 года в два раза увеличилось количество уголовных дел, возбуждаемых властью против предпринимателей - с 1997 дел на начало года до 4177 тысяч дел на 1 июля 2015 года. При этом только 414 (или менее 10%) этих дел дошло до суда. Это косвенно указывает на то, что 90%, вдумайтесь, 90% уголовных дел возбуждаются с целью вымогательства денег у бизнеса. Как не вспомнить июльские репортажи о том, сколько ценностей изъяли у «бриллиантовых прокуроров».

Кстати, планы по штрафам в фискальной службе как были, так и остались. Просто убрали строчку из бюджета. К этому перечню также нужно добавить введение кассовых аппаратов для малого бизнеса, введение НДС-счетов, вымывающих оборотные средства предприятий и увеличивающих административное давление на бизнес.

Очевидно, что такая вредительская налоговая политика за полтора года привела к росту доли теневой экономики на 13% - до 47%, к банкротству предприятий, сокращению занятости, увеличению безработицы и резкому снижению уровню жизни населения.

Казалось бы, после такого издевательства над экономикой и гражданами власть должна была бы одуматься и начать принимать меры по восстановлению экономического роста - снижению налогового бремени, упрощению налоговой системы, реформированию фискальной службы и т.д. Оказывается - совсем наоборот.

Власть продолжает свою неадекватную налоговую политику.

В концепции налоговой реформы правительство предлагает уже со следующего года:

* Повысить налог на доходы физических лиц (с 15 до 20%)

* Повысить налог на прибыль (с 18 до 20%)

* Повысить налог на недвижимость (коммерческую и жилую) – с 24 до 36 грн/м2

* Ввести новый транспортный налог – около 1000 грн в год за один автомобиль

* Исключить из упрощенной системы налогообложения юридических лиц

* Повысить налоговое давление на малый и средний бизнес в 2 раза

* Отменяется спецрежим НДС для сельского хозяйства (единственный реальный источник дотаций).

При этом практически все налоги и сборы, ранее введенные нынешней властью, остаются и не отменяются.

Падение экономики за 2 года года составит почти 20%, благосостояние украинских граждан уже ухудшилось в три раза, жилищно-коммунальные тарифы увеличились в 7 раз. При этом власть продолжает повышать налоговое давление и бороться с остатками малого бизнеса, который не ждет подачек от государства и в этих жестких условиях пытается сам себя обеспечивать.

Складывается впечатление, что целью нынешней власти является не развитие украинской экономики, а ее разграбление и уничтожение.

В целом, все о чем заявляет действующая власть, имеет обратный знак. Когда говорят «наказание преступников», никакого наказания ждать не следует. Когда говорят «деолигархизация», происходит усиление олигархов. Словосочетание «налоговая реформа» следует понимать как новые налоги и очередной хаос. При том, что частые и непредсказуемые налоговые изменения отпугивают инвесторов как иностранных, так и внутренних.

Правительство при очередном повышении налогов ссылается, точнее, прикрывается тем, что оно стремится построить европейскую систему налогообложения.

Во-первых, не бывает «европейской» системы, в 28 странах ЕС налоговые системы существенно различаются, часто концептуально.

Во-вторых, Украина не должна равняться на налоговые системы в европейских странах с их высокими доходами бизнеса и населения, которые в состоянии выдержать такие налоговые ставки. Мы должны ориентироваться на их налоговые правила, которые существовали в послевоенной Европе в тот период, когда европейские страны совершили прорыв в экономическом развитии.

Очевидно также, что налоговая реформа - это только часть общеэкономической политики.

Без защиты прав собственности и неотвратимости наказания ни одна налоговая реформа не сработает. Без этого, налоговый «беспредел» со стороны власти продолжится и усилится.

Кроме этого, для успешности налоговой реформы власть должна в разы сократить расходы на себя и меньше вмешиваться в экономику.

В Украине же 60% ВВП перераспределяется через бюджет чиновничьим аппаратом. И этот процент постоянно растет. Судя по сегодняшней тенденции, в недалеком будущем через руки чиновников в Украине будут проходить 100% всех заработанных бизнесом и гражданами денег. В этом ключевая проблема. Чем больше денег поступает в бюджет, тем меньше денег остается у бизнеса и граждан. Тем меньше средств для инвестиций и развития. У стран, совершивших экономический рывок, через бюджет распределялось 30-35% ВВП, т.е. в два раза меньше, чем в Украине.

Другими словами, необходимо в два раза уменьшить вмешательство государства в экономику. Надо предоставить возможность бизнесу и гражданам самостоятельно зарабатывать деньги, а не жить на подачки бедного государства.

И, в завершение: налоговая реформа, предложенная Минфином, лишает украинскую экономику всяких надежд на быстрый экономический рост. Эта так называемая «реформа» похожа на ямочный ремонт дорог вместо постройки надежного и долговечного автобана.

Украине нужен экономический рывок. Для того, чтобы этот рывок реализовать, нужны низкие налоговые ставки и простые понятные налоги. Только в этом случае можно ожидать притока инвестиций, создания новых предприятий, увеличения занятости и роста благосостояния украинских граждан.

Автор: Виктор Скаршевский, экономический эксперт

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини