xcounter
Calendar Icon

Виктор Скаршевский: Государство должно бизнесу, над которым издевается, 65 млрд грн

17.12.2015 14:00

Экономические баталии продолжаются. Как известно, на сегодняшнем внеочередном заседании парламент рассмотрит проект Государственного бюджета на 2016 год и изменения в Налоговый кодекс. Экономический эксперт Виктор Скаршевский утверждает: налоговое законодательство Минфина и заявленный проект бюджета приведут к дальнейшему ухудшению состояния экономики. К примеру, в проекте Госбюджета-2016 на Пенсионный фонд выделяется в два раза больше средств, чем в этом году – с 80 до 172 миллиардов гривень. Эксперт подчеркивает: «Прежде чем такими делами заниматься, нужно было провести полную инвентаризацию Пенсионного фонда и верификацию получателей пенсий». По его словам, порядка 70 млрд гривень из ПФУ разворовывается. Также в бюджете предусмотрено 16 млрд гривень на Фонд гарантирования вкладов физических лиц, что означает дальнейшую ликвидацию банков, говорит экономист. Последствиями разорения банков станет разорение бизнеса, обеднение граждан, девальвация валюты, стимулирование черного рынка и увеличение теневой экономики, добавляет Скаршевский. Он уверен, нынешнее правительство дестабилизировало уже и так нестабильную налоговую систему. В данный момент под Верховной Радой собрались тысячи митингующих против налоговой реформы правительства. Почему Арсений Яценюк максимально урезал средства Мининфраструктуры? Какой будет процент инфляции и теневой экономики в 2016 году? Как правительство уничтожает бизнес, прикрываясь борьбой с контрабандой? Ответы на эти и другие вопросы читайте в интервью FaceNews с экономистом Виктором Скаршевским.

Экономические баталии продолжаются. Как известно, на сегодняшнем внеочередном заседании парламент рассмотрит проект Государственного бюджета на 2016 год и изменения в Налоговый кодекс. Экономический эксперт Виктор Скаршевский утверждает: налоговое законодательство Минфина и заявленный проект бюджета приведут к дальнейшему ухудшению состояния экономики. К примеру, в проекте Госбюджета-2016 на Пенсионный фонд выделяется в два раза больше средств, чем в этом году – с 80 до 172 миллиардов гривень. Эксперт подчеркивает: «Прежде чем такими делами заниматься, нужно было провести полную инвентаризацию Пенсионного фонда и верификацию получателей пенсий». По его словам, порядка 70 млрд гривень из ПФУ разворовывается. Также в бюджете предусмотрено 16 млрд гривень на Фонд гарантирования вкладов физических лиц, что означает дальнейшую ликвидацию банков, говорит экономист. Последствиями разорения банков станет разорение бизнеса, обеднение граждан, девальвация валюты, стимулирование черного рынка и увеличение теневой экономики, добавляет Скаршевский. Он уверен, нынешнее правительство дестабилизировало уже и так нестабильную налоговую систему. В данный момент под Верховной Радой собрались тысячи митингующих против налоговой реформы правительства. Почему Арсений Яценюк максимально урезал средства Мининфраструктуры? Какой будет процент инфляции и теневой экономики в 2016 году? Как правительство уничтожает бизнес, прикрываясь борьбой с контрабандой? Ответы на эти и другие вопросы читайте в интервью FaceNews с экономистом Виктором Скаршевским.

Виктор Скаршевский
Виктор Скаршевский

В конце прошлой недели правительство приняло и зарегистрировало так называемый «компромиссный» проект налоговой реформы. Как Вы его оцениваете?

О компромиссе можно говорить только тогда, когда две стороны скажут: мы пришли к компромиссу. А здесь заявляет только лишь одна сторона – Министерство финансов. То есть это игра на публику, реального компромисса нет. А в тексте законопроекта только игра с налоговыми ставками – не 20%, а 18%. Это имитация компромисса.

Возьмем для примера налог на добавленную стоимость. Мы все знаем, и об этом неоднократно говорило правительство, что есть очень большие злоупотребление и коррупционные схемы с возмещением экспортного НДС. В этом направлении ничего так и не сделано. Как было все в ручном управлении, так и остается в этом законопроекте, никакой прозрачности. Кроме того, усложняется администрирование налога на прибыль.

Коррупционный рынок по НДС – это около 70 млрд гривень в год. Арсений Яценюк об этом заявлял еще два года назад. Однако в этом направлении совершенно ничего не сделано. Например, продолжается накопление задолженности по возмещению НДС, которая на сегодняшний день составляет около 24 млрд гривень. Если посчитать, сколько государство должно бизнесу, выходит около 65 млрд гривень. Сюда входит и переплата налога на прибыль, и переплата по акцизному платежами, и другие переплаты. Получается, что бизнес беспроцентно и очень часто безвозвратно кредитует наше правительство, которое издевается над бизнесом и гражданами.

То есть если взять в целом, то изменения в Налоговый кодекс, которые предлагает нынешнее правительство, приведут только лишь к еще большему ухудшению ситуации в экономике.

Что касается игры с налоговыми ставками, о которой Вы говорите. Как она повлияет на малый и средний бизнес?

Ставки по общей системе налогообложения на малый бизнес особо не влияют. Потому что, по сути, малый бизнес работает по упрощенной системе налогообложения. На малый бизнес больше влияет то, что резко сокращаются возможности использования для малых предпринимателей этой упрощенной системы – для юридических лиц полностью ликвидируется возможность пользоваться упрощенной системой налогообложения, плюс повышаются ставки по единому налогу.

Какие последствия за собой несет введение обязательного использования регистраторов расчетных операций?

В принципе, расчетные кассовые аппараты должны быть, только не по услугам, а по товарам, как в Европе. Это гарантия, способ уменьшения контрабанды и так далее. Общая стоимость кассового аппарата может обойтись в 30-40 тысяч гривень, что для малого бизнесмена очень большие деньги. Здесь правительство прислушалось к здравому смыслу и решило, что 75% стоимости аппарата должны профинансировать из местного бюджета. Однако местные бюджета на это средств не имеют. То есть получается, что малый бизнес будут либо штрафовать, либо он уйдет в тень или закроется. Значит, введение РРО может привести к увеличению безработицы. Такое ощущение, что все делается для того, чтобы уничтожить малый и средний бизнес, прикрываясь борьбой с контрабандой и налоговыми ямами.

Можно ли прогнозировать, насколько процентов вырастет теневая экономика в 2016 году?

Теневая экономика на то и теневая, что ее сложно посчитать. Можно лишь говорить, что доля теневой экономики будет в любом случае расти. Если у бизнеса хотят забрать больше денег, чем он может заплатить, естественно, тут два варианта – закрываться или уходить в тень. Это естественная реакция на неразумные действия правительства. Если говорить о динамике теневой экономики, то даже по официальным данным Министерства экономического развития и торговли, за последние полтора года теневая экономика увеличилась с 34% до 47% от официального ВВП.

Законопроект предлагает ввести мораторий на внесение изменений в налоговое законодательство на период с 1 января 2016 по 31 декабря 2018. Чем обернется введение моратория?

Выступая на так называемом отчете правительства, 11 декабря, Яценюк сказал, что давайте по-быстрому примем Налоговый кодекс и бюджет, а потом в течение трех месяцев, будем вносить правки. Это ответ на ваш вопрос, будет ли мораторий. Мораторий – это фарс. Даже если они его введут, то через три дня – отменят.

Мысли о моратории на 5 лет были еще, когда в 2010 году впервые принимали Налоговый кодекс. Во-первых, его приняли в декабре, что само по себе нарушает все принципы стабильности налоговой системы, во-вторых, умудрились внести изменения до его вступления в силу. Вот такое было начало жизни у нашего Налогового кодекса. За пять лет в Налоговый кодекс было внесено около 100 законодательных правок. Причем из этих ста законов, 45 – были приняты уже нынешней властью. То есть они полностью дестабилизировали уже и так нестабильную налоговую систему. А тут еще эти заявления: мы сейчас быстренько примем и будем все менять. Это не налоговая реформа, это не мораторий, это не экономическая политика, это какой-то «базар».

Правительство наконец-то внесло в Верховную Раду проект бюджета на 2016 год. Проект построен на следующих предположениях: инфляция 12%, курс доллара 24,4, рост экономики – плюс 2%. Что Вы можете сказать об этих цифрах? Чего на самом деле стоит ожидать в будущем году?

Все познается в сравнении. Давайте посмотрим, что прогнозировалось на 2015 год, и что мы получили. В 2015 прогнозировалось: падение ВВП минус 5%, инфляция 12%, курс доллара 15. Что мы имеем по факту? Падение ВВП в этом году составит около 12%, инфляция около 50%, курс доллара в среднем, 24-25 гривень. Т.е. правительственный прогноз макроэкономических показателей на 2015 оказался провальным.

Теперь переходим к нынешнему состоянию. Прогнозируется курс доллара 24 грн/дол. Курс на 2016 под вопросом, это зависит от того – удержат ли? Это всегда возможно только лишь административными ограничениями на валютном рынке. Уже практически 1, 5 года Нацбанк в ежовых рукавицах держит курс, потому что, если его отпустить и если он будет рыночным, то доллар может стоить и 27, и 30 гривень и даже больше. К примеру, сейчас мы не знаем реального, рыночного обменного курса, потому что нет рынка. Что касается инфляции. Инфляция в нынешнем бюджете предусмотрена 12%. По моим оценкам, инфляционный эффект будет 25-30%.

По поводу роста ВВП на 2%. За последние два года показатель ВВП приблизительно упал на 20%. В 2014 году было минус 6,8 %, в этом – будет минус 12%, может даже больше. А после того, как экономика падает на 20%, можно ли назвать экономическим ростом 2%? Это можно назвать только замедлением падения или топтанием на месте.

Если задуматься, а за счет чего может произойти экономический рост? В Украине снизились налоги? У нас банковские кредиты уже не 30% годовых, а 8-10%, как во всем цивилизованном мире? В Украине уже эффективно работает судебная система и в полном объеме работает защита прав собственности, и инвесторы начали сюда инвестировать? Нет, этого не произошло и ни о каком реальном долгосрочном экономическом росте говорить не приходится.

Какие перспективы принять бюджет сейчас, а не отложить его рассмотрение на следующий год? Что будет, если бюджет не примут?

Исходя из опыта прошлого года по принятию бюджета-2015, чисто формальные перспективы принять бюджет в этом году высокие. Будут опять же голосовать за документ, который в окончательном виде никто не увидит – я имею в виду вносимые изменения. Будут звучать аргументы, что, если сейчас не принять этот бюджет, МВФ не даст денег. А если МВФ не даст денег, то не даст и Мировой банк, другие международные финансовые кредиторы, и тогда будет экономический коллапс.

Но если не примут бюджет-2016, ничего страшного не произойдет, просто страна будет жить с расходами бюджета не более 1/12 расходов прошлого года. То есть, если у нас, например, этот год расходы были грубо говоря 600 млрд гривень, то не более 50 млрд ежемесячно будет выделяться до принятия полноценного закона о бюджете. В принципе, в Украине таких ситуаций было очень много, рекорд был в 1996 году, когда бюджет приняли в июле.

В проекте бюджета, представленным Арсением Яценюком, наибольший бюджет выделяется Министерству информационной политики и Национальному агентству по вопросам противодействия коррупции. С самым урезанным бюджетом осталось Мининфраструктуры. Как Вам такое распределение средств? Насколько оно объективно?

По отношению к общему бюджету на Мининформполитики и Нацагентство выделяются мизерные суммы.

Принятие бюджета – это будет исключительно политический процесс, к сожалению, не имеющий никакого отношения к экономике. Что касается Министерства информационной политики, то здесь нужно рассуждать не столько об увеличении расходов на него, сколько о том, нужно ли оно в принципе и какие его функции. Тоже самое касается и агентства по борьбе с коррупцией. Почему все думают, что, если создать какое-то антикоррупционное агентство, оно не будет таким же коррупционным, как и все остальные. Как показывает практика, те, кто борются с коррупцией, рано или поздно начинают возглавлять ее. У нас таких уже 4 или 5 структур. И что коррупции стало меньше? Поэтому нужно смотреть не сколько денег тратиться на ту или иную государственную структуру, а сколько вреда она приносит бизнесу, экономике и гражданам.

Что касается Министерства инфраструктуры, тут есть экономическое и политическое основания. Как я понимаю, у премьера были расхождения с министром инфраструктуры. Сокращение бюджета – это один из способов наказания, элемент политического влияния. При этом инфраструктура у нас неразвита, мы все знаем. А в проекте на 2016-й на дорожное хозяйство очень сильно сократились расходы, если сравнивать с бюджетом 2015 года. Хотя и в 2015 они были намного меньше, чем в 2014. То есть идет тенденция на уменьшение. Естественно, для развития экономики это очень негативно. Но еще есть и третья сторона, даже те деньги, которые остались в Министерстве инфраструктуры, эффективно ли они расходуются? Нужно смотреть, какие функции выполняет то или иное министерство и насколько эффективно оно использует бюджетные средства.

Как МВФ может отнестись к такому бюджету, учитывая, что они постоянно требуют сбалансированность бюджета?

МВФ не смотрит на экономику, на то, как она развивается, давит ли это на бизнес. У них есть одна цифра – 3,7% ВВП – это дефицит бюджета. Этот бюджет, по словам министра финансов и Яценюка, МВФ предварительно одобрил, потому что там эта цифра есть. МВФ волнует не суть, а формальности. Так для галочки, они это называют структурными маяками, создать несколько антикоррупционных структур, провести вроде как прозрачные конкурсы на различные государственные должности. Потому что те представители МВФ, которые к нам приезжают, это исключительно технические специалисты, которым главное отчитаться перед своим руководством в Вашингтоне. И те, кто заявляют, что МВФ хочет, чтобы в Украине был экономический рост, просто не понимают функции МВФ.

А если вообще посмотреть историю сотрудничества МВФ с другими странами за 30 лет, то чем больше средств выделяет МВФ какой-либо стране, тем медленнее растет ее экономика. А очень часто она не растет, а сокращается. К такому выводу пришли профессора Гарвардского университета, тот же Стиглиц, бывший директор Всемирного банка. Кстати, представители нашего правительства гордились, что Украина получила самую крупную программу от МВФ по отношению к ВВП – где-то 20%. Это четырехлетняя программа. Для меня это сразу звоночек – если мы поставили рекорд, больше всего получили, значит, по статистике, в Украине будет большой спад. Так и получилось.

Что нужно сделать, чтобы Украина перешла к самостоятельной политике без влияния со стороны?

Нужно просто начать самостоятельную политику. Для этого не нужно ни денег, ничего. Нужно создать условия, чтобы дать возможности людям и бизнесу заработать. Чтобы инвестор был уверен в защите прав своей собственности, знал, что, если он здесь инвестировал, у него ничего не отберут ни через налоговую милицию, ни через пожарных, ни через изменения Налогового законодательства. Самостоятельная политика – это принять Налоговый кодекс, который делает налоги простыми и низкими, понятными для людей. И, что очень важно, стабильными и прогнозируемыми.

Минсоцполитики выделяют 180 млрд грн. Из них 172 млрд грн – на Пенсионный фонд. От чего зависит эта сумма? Сколько реально денег нужно выделять ПФУ?

В этом году в бюджете заложено 80 млрд грн для финансирования Пенсионного фонда. В 2016 году эта цифра вырастет больше, чем в два раза – с 80 до 172 млрд грн. Вырастет она потому, что планируется снизить единый социальный взнос, который и формирует доходы Пенсионного фонда. Ставка ЕСВ снижается в 2 раза, в результате получается недобор, поэтому из бюджета увеличивается финансирование дефицита Пенсионного фонда. Но перед тем как этими делами заниматься, нужно было провести полную инвентаризацию Пенсионного фонда и верификацию получателей пенсий. Я уверен, что где-то до 70 млрд гривень там используются неэффективно, попросту разворовываются.

В Грузии после инвентаризации Пенсионного фонда оказалось 30% «мертвых душ». В Греции – около трети граждан получали по 2, по 3, иногда даже по 7 пенсий. Если соотнести 30% с украинским Пенсионным фондом, как раз получается 70 млрд гривень. Вот сколько может денег использоваться неэффективно. Министр финансов уже заявила, что будет проведена верификация получателей пенсий и социальной помощи и что на 5 млрд гривень может быть каких-то злоупотреблений. Это значит, что они изначально знают о злоупотреблениях, но не хотят полностью вскрывать их, поэтому сильно занижают цифры.

Необходима инвентаризация не только Пенсионного фонда, но и всех социальных выплат. Если в стране половина льготников – здесь что-то не так. Когда мы говорим о расходах бюджета, нужно смотреть на неэффективность расходования средств.

В следующем году продолжится ликвидация банков. Сколько банков Вы считаете проблемными? К каким последствиям приведут многочисленные банкротства?

Здесь можно найти несколько ответов. Ответ можно найти даже в законопроекте о бюджете на следующий год, в котором предусмотрено 16 млрд гривень на Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Это означает, что планируется дальнейшая ликвидация банков. Плюс, очень хитро написано, что правительство, без согласования с парламентом, может по своему усмотрению увеличить эту цифру. То есть, если будет крах банковской системы, они могут напечатать и профинансировать ее развал, т.е. раскрутить инфляцию и девальвацию.

Второй источник ответа – это заявление главы Нацбанка. У них даже опубликован список из 92 банков, которые находятся в зоне риска. Плюс, никто не исключает, что могут разориться и крупные банки, все мы помним ситуацию с Дельта банком. В начале этого года Нацбанк назвал восемь системных банков, в список которых вошел и Дельта. Для участников рынка и для вкладчиков, это означало, что правительство и Нацбанк не дадут разориться системному банку, поэтому никто деньги оттуда не забирал. Что произошло – мы видели. Все крупные банки в первой двадцатке находятся в зоне риска, потому что политика правительства и Нацбанк в данной сфере непредсказуемая.

На граждан это может повлиять самым негативным образом. Во-первых, в полном объеме возвращаются депозиты до 200 тысяч гривень, которые гарантированы государством к возмещению. Более того, даже если у тебя депозит до 200 тысяч гривень, это не означает, что ты сразу их получишь. Те, у кого больше 200 тысяч, теряют превышение этой суммы. Еще один негативный эффект разорения банков – высочайшее давление на валютный рынок. Как только люди получают гривневую компенсацию на руки, они сразу покупают валюту и это приводит к ускорению девальвации гривни. Сейчас курс приостановился, потому что тихо приостановили выплаты по банку Финансы и Кредит. Думаю, что их возобновят со следующего года.

Впрочем, юридическим лицам не предусмотрено возмещение даже 200 тысяч после ликвидации банка. И юридические лица уже потеряли приблизительно 14 млрд гривень за этот период. Плюс 14 млрд грн — это потеря депозитов физическими лицами, у которых было превышение суммы депозитов в 200 тысяч гривень. Разорение банков – это в том числе и разорение бизнеса, обеднение граждан, девальвация валюты, стимулирование черного рынка и увеличение теневой экономики.

Как можно бороться с теневой экономикой?

С теневой экономикой не нужно бороться. Нужно создавать условия, чтобы этой тени не было, чтобы было выгодно работать в легальном секторе экономики. Теневая экономика – это следствие. Причина теневой экономики не в теневой экономике. Любому бизнесу намного проще работать в легальном поле и не переживать что кто-то может за тобой прийти или где-то тебя оштрафуют. Поэтому борьба – это простые и низкие налоги и защита прав собственности.

Если мы снижаем налоговую нагрузку, бизнес выйдет из тени в первый год?

Как минимум, в первый год на детенизацию не нужно рассчитывать. Если она будет, это будет только бонус, но рассчитывать нужно не на детенизацию, а на экономический рост, высвобождение предпринимательского потенциала. Чтобы бизнес начал себя чувствовать свободно в своей стране. Сейчас же, если начинаешь заниматься предпринимательской деятельностью, тебя сразу «наказывают». Власть действует по-принципу – инициатива всегда наказуема. К тебе приходит не только налоговая или фискальная служба, а пожарные, санэпидемстанция и другие. Поэтому пока в этой сфере ситуация не изменится, никакого продвижения в развитии не будет.

Насколько эффективна, по-вашему, работа налоговой милиции? Возможно, было бы лучше вообще ее ликвидировать?

Налоговая милиция, путем открытия надуманных уголовных производств против предпринимателей, занимается вымогательством денег у бизнеса. Если измерять ее эффективность по этому показателю – то ее работа «сверхэффективна». Ее необходимо ликвидировать, но сейчас ее переименовывают в Службу финансовых расследований и переподчиняют Министерству финансов. Однако, как не переименовывай и не переподчиняй, если не будет политической воли – ничего опять не изменится. Например, когда сняли Наливайченко, бывшего главу СБУ, он сказал, что фискальная служба крышует все «налоговые ямы». И он же наверняка знает, о чем говорит.

Почему у нашего правительства нет политической воли бороться с коррупцией? Ведь изначально все идут к власти как реформаторы.

Это фундаментальный вопрос. Досрочные выборы парламента и перезагрузка власти уже назрела. Украине еще нужно пройти много избирательных циклов, чтобы что-то радикально изменилось. Если система власти не изменится, Конституция не изменится – действительно, ситуация останется прежней. И даже если кто-то, человек или группа, хотят кардинально изменить систему, они просто попадают в этот круговорот. В итоге, либо уходят из власти, либо начинают обслуживать механизм, который уже работает.

Если говорить не о фундаментальных вещах, а именно о нынешнем правительстве. Почему они не делают конкретных шагов, чтобы побороть коррупцию и способствовать экономическому росту?

Тут простой ответ – они из нее питаются. Сейчас очень любят показывать Яценюка, что он говорил в 2013-2014 году, и то, что он говорит и делает сейчас – это совсем противоположные вещи. Я от этого правительства и не ожидал ничего хорошего. Это было очевидно. Потому что сам процесс того, как нынешняя власть пришла в эти властные кабинеты, был очень непонятным.

Если бы это была честная и прозрачная власть, мы бы все знали, кто стрелял на Майдане, и они уже все в рамках закона были бы наказаны. Но прошло уже два года, и никакой информации нет. И так происходит не только при нынешней власти. Можно вспомнить нерасследованное отравление Ющенко, которое помогло ему стать президентом. Дело в том, что не конституционная смена власти, еще хуже, если она с жертвами, ни к чему нормальному не приведет. Должна работать демократия в нормальном смысле, гражданское общество. В Украине, к сожалению, этого нет. К власти приходят люди, которые заботятся не о стране, а о собственных или внешних интересах.

Тут вспоминается децентрализация. Сейчас передают полномочия на места, но они не обеспечиваются финансовыми ресурсами. Местные бюджеты на 80% зависят от центрального. Это же неправильно. Но реальную децентрализацию можно сделать только с помощью изменений в Конституцию. Возможно, даже с помощью принятия новой Конституции. Потому что этой уже многократно пренебрегли, мягко говоря.

Украинская Конституция была конституционно принята только лишь единожды – это было в 1996 году. После этого начались неконституционные изменения. В том же 2004 году, когда нашли компромисс – третий тур – это было не конституционно. В 2010 году также не конституционно возвратили предыдущую Конституцию. Потом 2014 год. Необходимо принять новую Конституцию, полностью отойти от «совковости» 1996 года. Обсудить с народом, провести референдум и сделать уже все конституционно.

По поводу финансовых показателей. Насколько изменилась цифра в бюджете после того, как Киев перестал финансировать Донецкую и Луганскую области. Куда теперь идут ранее дотационные деньги для региона?

Что там на самом деле происходит, трудно сказать, потому что нет полной статистической информации. Но, к примеру, некоторые предприятия в зоне АТО перерегистрировались в городах, контролируемых украинской властью, и платят деньги в украинский бюджет. Тот же Енакиевский металлургический завод в зоне АТО находится. Таким образом, миллиарды гривень из территории АТО поступают в бюджет. Какие это суммы, сложно сказать.

Что касается дотационных денег для региона. Раньше около 13 млрд гривень выделялись на убыточные государственные угольные шахты. Насколько эффективно? Очень неэффективно. Насколько коррупционно? Очень коррупционно. Но прежде всего дотационность Донецкого и Луганского региона заключалась именно в убыточных шахтах. Сейчас на это выделяется ноль гривень.

Деньги, которые должны были пойти на дотации убыточным шахтам, частично, в размере 3 млрд грн перенаправили на выплату процентов по внешнему долгу. То есть эти деньги пошли не в Донецк и Луганск, а пошли на выплату долгов иностранным кредиторам.

Шахты были убыточные?

Да. Потому что там было государственное регулирование цен – занижали цены, чтобы не повышать стоимость электроэнергии. И в этом перекрестном субсидировании всегда будут злоупотребления. Они там и были. Сейчас нет, потому что деньги туда не выделяются.

А с Крымом что там? Деньги «на Крым» теперь тоже пошли кредиторам?

Насколько я понимаю, там вообще нет бюджетных отношений с материковой Украиной. Крым всегда был дотационным, даже в Советском союзе. То есть с точки зрения экономики бюджетная ноша, которая висела на Украине, сейчас легла на плечи России. Им только намного труднее, потому что у нас с Крымом есть материковое соединение, а у них нет. Но это оккупированный регион, который нужно возвращать в целостную Украину. По поводу денег, там нет целевой направленности, что вот именно эти деньги мы должны были бы тратить на Крым, а потратим их, грубо говоря, на Волынскую область. Просто эти деньги идут на другие статьи расходов бюджета.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини