xcounter
Calendar Icon

​Громкое «спасение»небольшого грузового танкера стало "прикрытием" для вывода под чужие флаги двух "плавучих рыбзаводов"? Часть 1

05.01.2016 16:01
Александр Хорольский, «Українські Новини»

Получившее летом нынешнего года новое руководство Государственное агентство рыбного хозяйства начало быстро показывать, как работать по-новому.

Получившее летом нынешнего года новое руководство, Государственное агентство рыбного хозяйства начало быстро показывать, как работать по-новому. Пожалуй, впервые за десяток лет Госрыбагентство стало открытым для работы со СМИ. Уже через три месяца работы новый глава Ерема Ковалив внятно и доступно представлял журналистам программу развития отрасли.

В декабре агентство отчиталось на пресс-конференции о первом громком успехе. Им удалось остановить в судах Турции продажу небольшого украинского государственного грузового танкера "Таманский", который должны были пустить с молотка 14 декабря для погашения фиктивной задолженности в $1,2 млн перед фрахтовщиком за ремонт судна.

На пресс-конференции Ковалив сообщил, что именно через схемы фрахта и липовой задолженности (как правило, за ремонт судна, хотя ремонтировать его обязан сам фрахтовщик) был растащен океанский флот Украины. "Создается фиктивная задолженность или перед портом, или перед третьими лицами. При заходе в ближайший порт на судно налагается арест. После этого оно реализуется для погашения такой задолженности. Таким образом Украина потеряла свой один из самых больших рыболовецких флотов в мире", – сказал он.

Ерема Ковалив подсчитал, что в 1991 году Украина владела более чем 230 океанскими судами. В 2015 году их количество сократилось до 11, из которых только 4 находятся в государственной собственности. Правда, забыл упомянуть, что 2 из 4 "находятся у Украины" уже достаточно условно. И их статус менялся как раз в то самое время, когда проводилась упомянутая конференция.

"Украинцы" под флагами Новой Зеландии

Два из четырех "оставшихся" крупных государственных суден - большие автономные морозильные траулеры (сокращенно - БАТМ) типа "Пулковский меридиан" (БАТМ, или "плавучие рыбзаводы", как их иногда называют) "Иван Голубец" и "Алексей Слободчиков" числятся за спасенным из Крыма бывшим севастопольским а ныне киевским ГП "Сервис". Подчиненным Госрыбагентству Украины.

Оба корабля носят героические имена. Украинец Алексей Слободчиков уже в 20 лет командовал батальоном в звании майора. За героическое форсирование Керченского пролива получил звание Героя Советского Союза. А через пол года погиб в бою за Сапун-Гору, едва достигнув 21-летнего возраста. А 26-летний матрос-пограничник Иван Голубец получил Героя Советского Союза в 1942 году посмертно, за то, что ценой своей жизни спас от взрыва Севастополь, вручную сбросив глубинные бомбы с горящего катера, но при этом сам сгорел в огне.

Построенные в 1991 году на одних и тех же стапелях николаевского завода "Океан", эти корабли предназначались для работы в океанах южного полушария Земли. Они могут ловить рыбу донным и разноглубинным тралами, перерабатывать рыбу в мороженую продукцию, вырабатывать консервы и полуфабрикаты, хранить и передавать выработанную продукцию на транспортные рефрижераторы или транспортировать их в порт.

В данный момент оба судна ловят рыбу недалеко от Новой Зеландии.

Некоторое время эти корабли числились за обанкротившимся государственным предприятием "Атлантика". В 2001 году их передали специально созданному ГП "Сервис". А в 2014 году Украине удалось спешно перерегистрировать адрес ГП из Севастополя в Киев, не допустив, таким образом, уход этих двух заводов из-под Украинского флага под флаг РФ.

Сегодня одно из этих двух судов украинский флаг "потеряло". Об этом свидетельствует данные с международного сайта отслеживания перемещения и регистрации крупных морских судов "Marinetraffic".

Государственный украинский БАТМ "Алексей Слободчиков" уже ходит под … флагом Новой Зеландии, свидетельствует сайт.

Причем, смена флага произошла в течение двух последних месяцев. На той же странице есть раздел "Паспорт судна", который не обновляется в режиме онлайн. Последнее обновление по "Алексею Слободчикову" значится 28 сентября 2015 года. И флаг тогда за ним был закреплен другой - Украина.

Интересные метаморфозы произошли в это же время и с государственным Реестром рыболовецких судов, который администрирует Госрыбагентство. "Алексей Слободчиков" сначала просто исчез из этого реестра. Однако потом снова в нем появился, но уже с припиской "временно исключен".

К сожалению, сайт Госрыбагентства отдает реестр не в виде html, а путем скачивания как готовый документ в формате exсel. Потому, отследить все метаморфозы с реестром, а также узнать точную дату исключения судна из реестра с помощью того же google cash не представляется возможным. Единственной зацепкой остается указанная дата последнего обновления реестра - 15 ноября 2015 года. Стоит думать, это и есть дата, когда БАТМ "Алексей Слободчиков" сначала внезапно исчез из реестра, а затем появился в нем с новым статусом.

Отдельно указано, что "Алексей Слободчиков" выведен из украинского реестра минимум до 1 ноября 2025 года. То есть, до времени, когда возраст корабля достигнет критической для судов такого класса отметки в 35 лет!

Еще интереснее ситуация с БАТМ "Иван Голубец". В графе "характер регистрации" этого судна значится пока еще "постоянный". Но в графе, до какого периода … судно снято с украинской регистрации уже значатся все те же "1 ноября 2025 года". Такое себе "не успели табличку сменить".

И еще одна интересная деталь. До 2014 года портом приписки обоих кораблей значился Севастополь. После аннексии Крыма, эти корабли спешно сменили прописку. Теперь они числятся за Ильичевским морским рыбным портом, как указано в Реестре рыболовецких судов на сайте Госрыбагентства.

Но на том же сайте есть и другой постоянно обновляемый реестр. Называется он "Рыболовецкие суда, зарегистрированные в Судовой книге Украины по Ильичевскому морскому рыбному порту". Так вот, судя по этому реестру, Судовая книга Украины либо никогда (!) не приписывала Ильичевскому МРП ни "Ивана Голубца", ни "Алексея Слободчикова", либо спешно их оттуда удалила, еще до исключения из Реестра рыболовецких судов. Такие себе "летучие голландцы" современной украинской действительности, когда в учете не сходятся концы с концами то ли по безалаберности, то ли по причине глубокого понимания неизбежности грядущего "исчезновения" кораблей без лишней мороки с государственной Судовой книгой.

Разобраться, что же происходит с двумя большими кораблями, только оценочная стоимость которых по состоянию на сегодняшний день составляет порядка 15 млн долл США, помог один любопытный документ, который оказался в распоряжении "Українських Новин". Его подписание должно было состояться еще 8 сентября 2015 года в Лимассоле (Кипр). Но не состоялось по причине отказа ставить свою подпись от одного из представителей украинской стороны.

Судя по метаморфозам, которые происходят сегодня с этими кораблями - подписание таки состоялось позже и свою подпись под документом поставил другой человек.

"Українським Новинам" также удалось найти человека, под чью подпись готовился документе о смене гражданства "15 миллионов украинских долларов, которые сегодня плавают где-то в Тасмановом море".

На проекте договора с украинской стороны значится "Директор ГП "Сервис" Андрей Пелюховский". Хотя, такого директора, если верить данным с официального сайта Госрыбагентства, не существовало. Не смог припомнить Пелюховского и глава Госрыбагентства Ерема Ковалив, когда "Українські Новини" спросили его о ГП "Сервис" и судьбе принадлежащих ему кораблей. Ковалив сразу вспомнил "предыдущего директора, который проработал год", то есть Александра Анисимова. А также сообщил, что к его работе у руководства были серьезные претензии.

Сложно представить, какие претензии могут быть к работе директора госпредприятия, у которого нет ни штата, ни имущества. Все имущество уплыло еще в 2004 году по договору бербоут-чартера. При этом, ни копейки за аренду на счет предприятия за время руководства Анисимова так и не пришло.

Зиц-председатель Фунт

Андрей Пелюховский сменил Анисимова в кресле в ранге "и.о.директора" на три дня. "Пришел, увидел договор, который отказался подписать Анисимов, ушел следом", - утверждает сам Пелюховский.

Пелюховский имеет богатый опыт руководства Херсонским, Евпаторийским, Севастопольским и Скадовским морпортами. В МинАПК, в чье ведение входит и Госрыбагентство, пришел после заявлений аграрного министерства о дефиците профильных специалистов.

- Я просто пришел на прием - меня приняли. Услышал, что у них кадровый голод и нужны специалисты. Приняли не сразу, месяца через два, я даже и забыл. Мне перезвонили: "У вас еще желание не пропало? Приходите на прием к Коваливу". Хотя сначала меня принял его помощник. Есть в рыбагентстве такой Юхман Юрий Михайлович. Думал, что это - заместитель. Но он вроде советника. Мною он занимался на всех этапах.

Сразу мне было предложено стать начальником Севастопольского рыбного порта, который сейчас перерегистрирован как предприятие в Киеве. В принципе, как для бывшего начальника порта - логично. У меня было видение его развития. Со своими водными ресурсами, водоемами, можно было бы в Украине воссоздать это предприятие.

Но через пару дней меня пригласили. "Нет, мы предлагаем тебе не рыбный порт, а возгласить ГП "Сервис". Находится в Киеве. На балансе есть два океанических сейнера. Думал, с таким предприятием разберусь, опыт есть.

3 сентября я приехал на согласование в МинАПК согласно направленному и письму Госрыбагентства. Меня коллегиально заслушали два зама министра и руководитель аппарата. Возглавлял эту комиссию Лапин Владимир Иванович. После ряда поставленных вопросов они коллегиально сказали: "у вас три да", вы нам подходите.

Потом я сразу же попал на собеседование к первому заместителю -Краснопольскому (Ярослав Краснопольский - 1-й зам министра аграрной политики - ред.). Который и утверждал меня как "и.о.".

Того же 3 числа вышел приказ о назначении меня "и.о.". Я сдал все необходимые документы. Параллельно мне сказали готовиться на конкурс полноценного директора. Причем, дали понять, что конкурс - это уже формальность.

- То есть, по сути вы "брали кота в мешке"?

- Приказ давал мне право возобновить печать. Потому что старый руководитель по каким-то причинам не хотел. Как оказалось потом - ситуация на ГП необычная.

Кроме двух сейнеров там ничего нет. И кроме директора нет ни одного сотрудника. Есть только руководитель. Я бы назвал себя "Фунт". Но сейнеры на балансе стоят миллионы долларов - порядка 15 млн только оценочная стоимость.

В принципе, Устав предприятия позволяет заниматься многим. Получая валюту за аренду этих судов, эти деньги можно вкладывать в свое же ГП и развить очень активную деятельность.

Как оказалось впоследствии, деньги на предприятие тоже не приходят. Все уходит в счет погашения задолженности по какому-то кредиту перед предприятием, которое и фрахтует эти суда.

Уже на следующий день мне сказали, что по этим двум кораблям возник вопрос. Надо продлить договор их аренды. Он заканчивается. И дали на подпись проект дополнительных соглашений к двум договорам.

- Вы сразу отказались их подписывать?

- У меня большой опыт. В Херсоне был порто-флот 52 корабля, 4 из которых отдавал в аренду. Я прекрасно понимаю, о чем идет речь.

Когда я изучил, приехал к руководству рыбного агентства. И сказал, сначала Юхману. Я сказал, что я этого подписывать не буду.

Почему мы продляем аренду тому, кто у нас арендует много лет и уже больше года ничего не платит? Мне пытались доказать, что предыдущий директор (Александр Анисимов – ред.) имел плохие взаимоотношения с этим иностранцем. "Тогда обьясните, где в договоре написано, что если мне не нравится арендодатель, то я могу не платить?", - спросил я.

Я потребовал использовать мировую практику оценки. Эта цифра занижена в два раза! Откуда вообще взята арендная ставка? Из пальца? Где экономическое обоснование, где юридическое обоснование? Где экспертная оценка имущества?

Меня никто не стал слушать. "Просто поставь подпись". Я сказал, что не буду ставить. И если кто-то поставит без меня - обращусь в ГПУ.

- Может действительно подпись договора в таком виде единственный возможный вариант?

- Балансовая стоимость этих двух сейнеров по мировой практике сейчас около 15 млн долл. Это минимальная цена, за которую можно продать эти два корабля. Один звонок - и деньги будут на счету. Это океанический флот, который добывает рыбу у берегов Новой Зеландии.

А тут сразу указано, что арендатор может сдавать их в субаренду без согласования с собственником. Что такое на 10 лет отдать эти суда с правом перефлагирования? Я понимаю, что им может выгодно это для уплаты налогов - взять флаг Кипра или Новой Зеландии.

Что значит пять лет без права расторжения? Кто такое подписал?

Я говорил, что можем поднять аренду вдвое. Это чистая валюта. Почему нам самим не зарабатывать? Мне сказали, что у нас был какой-то кредит, мы им должны 600 тыс. Потому они не платят уже полтора года. Все идет в счет погашения кредита.

Еще и на весь срок аренды мы обязуемся снять эти суда с реестра. Это фактически вывод двух суден стоимостью в 15 млн долл из Украины. Против их стоимости 600 тыс - это капля.

Как вообще могут зачислять платежи в счет погашения неизвестного кредита? Почему не зашла на счет валюта? Есть нормы обращения с валютой. Есть договор об аренде с зарубежной страной. Тебе должна зайти валюта в полном объеме. Ты ее должен продать, оплатить с этого налоги. Потом, согласно графику погашения, купить валюту и отправить на погашение кредита.

А как это взаимозачет? Даже без конвертации. Это просто уклонение от налогов Украине.

- И как закончилась эта эпопея?

В итоге прошли сутки. Я сказал, что ухожу. Мною никто не интересуется. Я позвонил в МинАПК. Сообщил, что происходит в агентстве. Мне дали слово, что разберутся. Им вообще уже сообщили, что я отказался от должности, так как ознакомился с делами и посчитал, что не потяну такой объем сложной работы.

Уже в коридоре начальник отдела кадров меня поймал и сказал: "Зайдите отзовите свой приказ о назначении".

- Как это отзовите?

- "Как неиспользованный".

Через 5 дней не уволив меня, был назначен другой человек. Который на следующий день, по моей информации, подписал допсоглашение. У меня же есть на руках приказ о назначении. И нет об увольнении. Меня даже уволить формально не за что!

17 сентября проходил конкурс на должность директора. Я решил пойти на него. Они меня явно не ожидали. Сели в кругу - задают вопросы. Я отвечаю на вопросы - как и что надо развивать, как я вижу.

Мне сказали - я не подхожу. Я спросил, а почему? У вас перед глазами мое резюме. Конкретная программа. Руководил четырьмя морскими портами. Объясните. Обоснуйте и дайте мне бумагу на руки. Мне просто ничего не стали обосновывать. Конкурс закрыли как несостоявшийся.

- Не пытались им как-то обосновать нелогичность предложенного договора?

- А кому обосновывать? Руководитель комиссии - приглашенный на должность зама в Госрыбагентство специалист по … картонно-бумажной промышленности. (первый зам главы агентства Павел Гвозденко - ред.). Что ему расчеты и технические данные?

Профильные специалисты, которые получат такой договор на руки - они его просто не подпишут. С государственным имуществом нельзя вот так играть.

Навскидку я бы оценил ежегодные убытки ГП "Сервис" где-то те же 600 тыс. долларов. Почему так цепляются за этот долг? Если б не продлили договора - ну платили бы неустойку, 600 тыс, но это позволило бы спасти 15 млн.

Долги нужно платить. Задним числом

"Українські Новини" решили верифицировать факты, приведенные в рассказе Андрея Пелюховского.

По имуществу и штату ГП "Сервис" данные совпадают. В справочниках предприятий Украины действительно значится такое государственное предприятие с киевским адресом, но … севастопольским номером телефона. По состоянию на 29 августа 2014 года здесь обозначен директор Александр Анисимов и даже бухгалтер - Елена Орловская. "Численность сотрудников - 11 человек", - пишут справочники. Это те данные, которые отдает предприятие "во вне".

В том, что это не так, можно убедиться самостоятельно, сходив по точному адресу предприятия, указанному на сайте Госрыбагентства. Предприятие из "11 человек" занимает целую комнату (офис 313) по улице Тургеневской 82-а - в том же здании, где расположены "Укррыба", "Укррыбпроект" и Госинспекция по безопасности мореплавания. "В помещении стул - 2 штуки, стол - 1 штука, и постоянное отсутствие каких-либо признаков жизни", - утверждают соседи.

Не вызывает сомнений и конфликт с законом схемы, при которой иностранная валюта "взаимозачитывается" государственным предприятием не заходя в Украину. Есть письмо ГНАУ от 25.06.2011 р. N 17571/7/16-1517-15, в котором четко прописано, как облагаются налогом суда, передаваемые в бербоут-чартер за пределы Украины. Согласно статье 203 Кодекса торгового мореплавания, такая операция является разновидностью лизинга либо аренды - услуги, предоставляемой именно с территории Украины. Соответственно, и налоги с получаемой арендной ставки платятся в Украине на общих основаниях, считают налоговики.

А какие налоги, когда деньги в Украину просто не приходят? Взаимозачет, то есть не попадание денег в Украину, не может быть осуществлен без внесения соответствующего пункта в договор. Если такая норма существовала в договоре еще с 2004 года, то ее неизменно должны были заметить. Почему никто не забил тревогу, не обратился в соответствующие органы?

Ответ на поверхности. В проекте изменений в договор, которым располагают "Українські Новини" значится один дополнительный пункт. "Оплата фрахтовых ставок в пользу Судовладельца от Фрахтователя по Договору бербоут-чартера может быть использована в счет погашения кредиторской задолженности, причитающейся "BeautifulSceneryCyprusInternationalTrust" от Судновладельца в рамках соответствующих кредитов и финансовых средств до окончательного ее погашения".

Если норму вносят сегодня дополнительным соглашением, значит ее не было в теле самого договора. То есть, с выводом судов под иностранные флаги легализуется и схема, которая уже давно осуществляется. Легализуется задним числом.

Наконец, оценка объективности стоимости кораблей и размера арендной платы. Есть три подхода к оценке стоимости морских судов: затратный, сравнительный и доходный. Не имея точной технической документации, можно воспользоваться лишь сравнительным подходом. Так, в 2013 году в России был продан 103-метровый "свеженький" БАТМ типа "Пулковский меридиан" за 55 млн долл. Но там речь шла об относительно новом судне, а не о 25-летних морозильных траулерах, как в случае с ГП "Сервис".

В это же время в Новороссийске был выставлен на продажу БАТМ николаевской сборки, на 8 лет старший своих нынешних украинских собратьев. Продавец просил 8 млн долл затраулер 1983 года сборки.

Так что, на этом фоне названная Пелюховским цифра в 15 млн долл за два корабля не выглядит такой уж нереальной. Другое дело, что состояние даже кораблей-близнецов может быть разным. Навскидку, по фотографиям, его не оценишь. Точную стоимость можно назвать лишь с помощью затратного и доходного подхода. А для этого нужно иметь на руках, минимум, серьезное экспертное заключение.

С трудом верится в то, что новое руководство Госрыбагентства сразу же "присело" на старые схемы. А то, что выход "Ивана Голубца" и "Алексея Слободчикова" под флаги других стран готовился давно и обстоятельно - сомнений не вызывает. Возможно, есть какая-то "институциональная память" внутри самого агентства или вне его стен, которая движет процессом?

Все споры - по законодательству Кипра

Ответы на многие вопросы дает так и не подписанный 8 сентября проект Дополнения к Договору от 05.05.2004 года…

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини