• EUR 31.30 | 31.70
  • RUR 0.44 | 0.46
  • USD 26.55 | 26.80

Бой за выборы: как депутаты приняли революционный закон, но не поняли этого

На этой неделе парламент сделал первый шаг к полной смене избирательной системы. Соответствующий законопроект, вводящий открытые списки на выборах нардепов и отменяющий мажоритарку, уже успели окрестить революционным. Однако, во-первых, смена системы – это не один документ, во-вторых, не факт, что власть решится принять его во втором чтении. Подробнее разбирался FaceNews.

Бой за выборы: как депутаты приняли революционный закон, но не поняли этого

Необходимый минимум

Во вторник, 7 ноября, Верховная Рада приняла новый Избирательный кодекс. Документ №3112-1 приняли за основу. Кнопку «за» нажали 226 народных избранников из 226 необходимых для положительного решения. То есть голосов, не сказать иначе, было впритык.

Авторами №3112-1 являются спикер парламента Андрей Парубий, нардеп от «Блока Петра Порошенко» Александр Черненко и представитель «Народного фронта» Леонид Емец.

Примечательно, что проект в Верховной Раде было зарегистрировано более 2 лет назад, в октябре 2015 года, а вывод профильного комитета был готов в апреле 2017-го. Однако в сессионный зал Избирательный кодекс попал лишь на этой неделе. Вероятно, это связано с митингами под парламентом, одним из требований которых была как раз смена правил выборов.

Избирательная революция

Если говорить о выборах в Верховную Раду, то нововведения касаются ряда фундаментальных аспектов. Во-первых, страна делится на 27 избирательных регионов, в каждом из которых партия, участвующая в выборах, выдвигает свой список. Списки, к слову, являются открытыми.

В результате избиратель голосует за партию и, по желанию, за одного из кандидатов в региональном списке, поднимая его в рейтинге. «Это когда руководитель партии не может повлиять на место кандидата в списке, на шанс его прохождения, а на это влияет исключительно избиратель», – отмечал во время обсуждения проекта Черненко.

Во-вторых, на смену 5%-му избирательному барьеру для попадания политических сил в Верховную Раду предлагается 4%-й. Кроме того, в документе предусмотрено ограничение политической рекламы и отмена мажоритарки на парламентских выборах.

Последнее, подчеркивает глава Комитета избирателей Украины Алексей Кошель, является положительным решением. Он рассказывает: «Я не исключаю, что мы можем вернуться к мажоритарной системе через десять-пятнадцать лет, когда у нас будут действенные политические партии, повыситься уровень политической культуры, уменьшиться уровень политической коррупции. Но в сегодняшних условиях мажоритарная система стала большим источником политической коррупции».

Верховная Рада приняла новый Избирательный кодекс

И хотя мажоритарщикам эта инициатива может не понравится, Кошель уверяет: для тех, кто ведет активную кампанию в округах, новый Избирательный кодекс опасности не несет.

Эксперт объясняет: «Есть половина мажоритарщиков, которые сегодня работают с избирателями, часто используя методы, которые по своей форме и содержанию являются технологиями непрямого подкупа: работают благотворительные фонды, от имени депутатов ремонтируются тротуары, садики, дороги. То есть де-факто народный депутат работает в режиме перерезания красных ленточек в своем округе и лоббирования государственных субвенций. Эти люди являются носителями рейтингов. Я думаю, политические партии будут соревноваться между собой, чтобы привлечь их в свои избирательные списки. Кроме того, я не исключаю, что несколько депутатов-мажоритарщиков могут взять партию-зонтик и за счет собственных рейтингов протянуть ее в парламент, преодолев 4%-ый барьер».

«Ключевое, – говорит Кошель о №3112-1 в целом, – этот законопроект очень серьезно повлияет на качественный состав парламента следующего созыва. Большинство депутатов Верховной Рады будут реальными региональными лидерами, которые работают с избирателями и пользуются поддержкой. Будет меньше «киевских» политиков, общественных деятелей, экспертов, журналистов, представителей общественных организаций и так далее».

«Предложенная система, – акцентирует нардеп от «Самопомощи» Татьяна Острикова, – будет способствовать обновлению персонального состава Верховной Рады и смене политических элит, которые сидят тут десятилетиями, но ничего не меняют».

Кота в мешке не утаишь

Однако, говорит Кошель, для полной смены избирательной системы необходимо не только принять во втором чтении новый кодекс, но и минимизировать риски возврата к ведению избирательной кампании с прямым и непрямым подкупом избирателей. В части вопросов для этого нужно вносить изменения в ряд других законодательных документов.

Например, лишь частично №3112-1 решает проблему подкупа. Глава Комитета избирателей Украины объясняет: «Покупать станет дороже и, чтобы приблизиться к проходной части списка, нужно будет делать это более масштабно, но проблема все равно остается. Ее нужно регулировать не только в формате избирательной системы, а принять ряд изменений в акты, в которых предусмотрена ответственность за нарушения законодательства. Например, есть Уголовный кодекс, где предусмотрена ответственность и за покупку, и за продажу голосов, в том числе, уголовная. Однако в то же время четко не определяется вопрос, что является подкупом избирателей, это написано размыто и является одной из причин, почему больше 90% уголовных дел, открытых в ходе избирательной кампании местных выборов 2015 года, развалились на этапе следствия».

Исходя из этого, по словам Кошеля, на этапе между чтениями важно доработать этот законопроект и в контексте избирательной реформы не забывать о других законодательных актах, которые регулируют этот процесс.

Новый Избирательный кодекс уже успели окрестить революционным

Еще один рывок?

Тем временем, вероятно, главной загадкой остается вопрос, примет ли парламент новый Избирательный кодекс во втором чтении, ведь, во-первых, и во время первого рассмотрения голосов было впритык, во-вторых, немало журналистов и политиков отмечали, что для многих парламентариев положительное решение стало неожиданностью.

«Я не исключаю, что парламент мог случайно проголосовать, – подчеркивает Кошель. – Если проанализировать результаты голосования, мы видим, что и фракции коалиции, и фракции оппозиции одинаково не добавили голосов за этот законопроект».

«Эта победа, – подытоживает Острикова, – стала неожиданностью для большей части парламента, это было видно в зале Верховной Рады. Поэтому хочу сказать, что бой выигран, но не выиграна война. Важным является второе чтение».

Присоединяйтесь к нам в Facebook:

Популярные видео на YouTUBE

Материалы по теме