xcounter
Calendar Icon

Крысы, стафилококк и зловоние. Почему старинный Дрогобыч превратился в свалку

04.12.2018 09:02
Евгений Руденко, Эльдар Сарахман, «Украинская правда»

Горы мусора, антисанитария, крысы, бродячие псы, стаи ворон и голубей. Эта почти апокалиптическая картина стала частью повседневной жизни для 80 000 жителей Дрогобыча, расположенного всего в 80 км от границы с Евросоюзом.

Проблему вывоза бытовых отходов в мэрии не могут решить уже десять месяцев.

Пожар на свалке в Грибовичах возле Львова, которая свирепствовала весной 2016 года, вызвала эффект домино в мусороперерабатывающей отрасли Украины и обнажила ее примитивный уровень.

Сначала с проблемой вывоза отходов столкнулся Львов. Мусорная катастрофа 2016-2017 годов обрушил рейтинги Андрея Садового и, по сути, лишила его президентских перспектив.

Фуры с львовским мусором раз за разом обнаруживали в других регионах Украины, вызывая у местных жителей проклятия в адрес Садового. Полностью очистить свою вотчину мэру Львова удалось только через год после трагедии в Грибовичах.

Львовская история во многом стала катализатором подобных проблем во втором по величине городе области - Дрогобыче.

В феврале 2018 жители с. Броницы заблокировали полигон, который принимал мусор не только из Дрогобыча, что находится в 8 км от города, но и из того же Львова. Главный аргумент активистов - свалка должны были закрыта еще в 2008 году, потому что она исчерпало свой ресурс.

В противостоянии мэра и его критиков даже доходило до драк.

Мэр Дрогобыча Тарас Кучма пытается разблокировать полигон в Бронице уже десять месяцев. Доказывает свою правоту в суде. При этом говорит, что в переговорах с "мятежниками" больше не видит смысла.

Протестующие, в свою очередь, обвиняют Кучму в силовом давлении и должностных преступлениях.

Зловоние реформ

Дом по улице Грушевского 42/4 чуть дальше, чем за километр от мэрии Дрогобыча. Типичная "хрущевка". Каждое утро пенсионерка Ольга Петрюк из квартиры на втором этаже заваривает чай и подходит к окну в надежде увидеть на улице обычное коммунальное чудо. Но вопреки ожиданиям картина под ее окнами не меняется месяцами.

Ольга Петрюк: Расстояние от свалки до дома должно быть не менее 20 метров. А здесь - посмотрите! Четыре метра - и все!

Пока голос ведущей по радио издевательски рассказывает о децентрализации и реформах в малых городах Украины, под балконом Петрюк изо дня в день растет свалка.

- Не могу больше, - жалуется женщина. - У меня аллергия. Встаю утром, задыхаюсь. Уже нет сил обращаться к власти. Куда только я не звонила! Невозможно достучаться.

Все лето и осень не могла открыть окна. Мухи, комары, крысы, вонь. Страшное! Слава богу, что сейчас минусовая температура.

По словам Петрюк, мусор под ее окнами сбрасывают жители 14-ти соседних многоэтажек. Пенсионерка уже забыла, когда в последний раз в этом месте появлялись коммунальщики.

- Расстояние от свалки до дома должно быть не менее 20 метров. А здесь - посмотрите! Четыре метра - и все! - показывает она.

По официальным данным, которые УП озвучил мэр Дрогобыча Тарас Кучма, сегодня на улицах города - 2000 тонн отходов. В то же время, по словам его оппонентов, эта цифра может достигать 30-40 тысяч тонн.

Проблемы начались в начале 2018 года, когда на полигоне у села Броница, куда свозили отходы из Дрогобыча, а также из Львова, местные жители устроили "мусорный Майдан": перекрыли дорогу грузовикам и насыпали у въезда на свалку бруствер.

"Террористы" из Броницы и черный нал

25-летний эколог, житель Броницы Владимир Олексяк - один из пяти активистов, с которым судится власть Дрогобыча, и которые пытаются разблокировать полигон и взыскать 1 миллион 159 тысяч гривен убытков.

Олексяк: Сейчас на полигоне ориентировочно 3 миллиона кубических метров мусора

Мягкий голос, очки и неизменная улыбка - Олексяк совсем не похож на "террориста", которого из него пытаются слепить в Дрогобычской ратуши. О своем участии в судах он говорит спокойно, с уверенностью в своей правоте.

- Мы подали встречный иск, чтобы власть сделала рекультивацию, - рассказывает он. - При облсовете создали депутатскую комиссию. Нам пообещали, что рекультивация будет. Уже есть разработанный проект стоимостью 20 миллионов гривен.

Сейчас на полигоне ориентировочно 3 миллиона кубических метров мусора. Когда-то здесь был овраг глубиной 30 метров. Все это теперь засыпано.

Полигон Олексяк смело называет "бывшим". Когда- то он занимал 3,48 гектара. Но через несколько десятилетий разросся почти вдвое.

- Всю свою жизнь я дышу "чистым" воздухом, - иронизирует он. - Согласно срокам эксплуатации полигон должен работать 25 лет - до 2008-го. Но уже прошло 35 лет. Площадью свалка вышло далеко за свои пределы. Причем значительная часть накрыла приватизированные паи жителей села.

Такие действия власти общественный активист и работник Дрогобычской райадминистрации Богдан Гринчишин называет "земельным рейдерством".

- Мэр Кучма говорит, что там - их территория. Ложь заключается в том, что это правда только наполовину. Есть акт на право пользования участком, выданный еще в 1981 году. Но сейчас мусором занято 7-8 гектаров вместо 3,48, - объясняет Гринчишин.

Олексяк: По нашим данным, согласно подписанному мэрами Дрогобыча и Львова меморандуму, сюда должны заезжать 50 тонн в день

По словам Гринчишина, для того, чтобы мусоровоз с львовским мусором мог заехать на полигон, коммунальщики вместе с мэром Дрогобыча насчитывали сверху от 5 до 9000 гривен. Столько якобы стоила "уступчивость" мэра Тараса Кучмы и желание помочь мэру Львова Андрею Садовому. Сам Кучма в разговоре с УП эти обвинения назвал вымышленными.

- Это был тот черный нал, на котором очень наживалось руководство города вместе с КП "Комбинат городского хозяйства", - уверяет госслужащий Богдан Гринчишин.

Эколог Владимир Олексяк рассказывает: серьезные акции протеста начались именно тогда, когда в Бронице начали массово завозить мусор из Львова.

- Последний раз завозили в феврале, - рассказывает эколог. -Кроме дрогобычского в огромном количестве был и львовский.

По нашим данным, согласно подписанному мэрами Дрогобыча и Львова меморандуму, сюда должны заезжать 50 тонн в день. В течение двух лет. Но начался неучтенный, массовый подвоз львовского мусора.

- У нас единственное требование, - продолжает Владимир Олексяк. - Больше не свозить сюда отходы и закрыть полигон.

- Ситуации с мусором во Львове и Дрогобыче диаметрально различаются, - рассказал УП телефону председатель Львовской ОГА Олег Синютка. - Во Львове это была бесхозяйственность городской власти. А в Дрогобыче есть серьезные проблемы финансового характера. Они имеют имеющиеся компании и перевозчиков, которые готовы вывозить мусор. Вопрос только в стоимости перевозки не в Броницу, а на более длинные расстояния. Это требует дополнительных ресурсов.

Во втором "мусорном кризисе", которій вновь произошел на Львовщине, положение мэра Дрогобыча выглядит несколько выгоднее, чем было у мэра Львова в 2016-2017 годах. Личное противостояние Синютки и Садового во многом мешало решить проблему вывоза отходов из областного центра.

Сейчас же Синютка пытается выражать поддержку Кучме. Правда, в отличие от истории со Львовом на дрогобычскую проблему областная власть реагирует не так активно, как могла бы.

По словам губернатора, в ноябре Дрогобычу уже выделили первый транш в три миллиона гривен из областного бюджета на вывоз отходов.

Синютка также говорит, что он дважды ездил в Броницу, где в разговорах с жителями пообещал рекультивировать полигон.

- Я убежден, что в первой половине 2019 этот проект будет утвержден, и этот полигон должен быть рекультивирован, - заявил Олег Синютка.

Мусор накапливается - тарифы растут

Проблему вывоза мусора некоторые местные жители пытаются решать самостоятельно.

В Дрогобыче вам с гордостью расскажут историю о сознательном бизнесмене, который нанял самосвалы и вывоз на полигон за пределы Львовской области 38 тонн отходов, накопившихся под домом его матери.

Своими силами пытаются избавиться от мусора и некоторые ОСМД - объединение совладельцев многоквартирного дома. Они расчищают свалки, следят за тем, чтобы на них не завозили мусора из других районов города и окрестных сел. При этом дрогобычане продолжают платить коммунальщикам за вывоз отходов.

Депутат горсовета Олег Балог помогает горожанам заваливать коммунальщиков коллективными заявлениями о перерасчете размера платежей.

Балог говорит, что за такую активность ночью 24 октября ему разбили стекло и порезали шины на его Mazda CX-7.

- Очевидно, что люди не получают в полном объеме услуги от КП «Комбинат городского хозяйства", объясняет Балог. Возбуждено условия договора, поэтому надо делать перерасчеты платежей.

Интересно, что во время мусорного кризиса мэрия в июне решила поднять тарифы. Ранее один житель многоэтажного дома платил ежемесячно 9,22 гривны за вывоз отходов. Теперь единая цена для всех категорий - 34,26 гривен.

Оппозиционный к мэру депутат Тарас Демко (слева), депутат горсовета Олег Балог (справа)

Тарас Демко, еще один оппозиционный к мэру депутат, к 2018 году возглавлял депутатскую комиссию по вопросам ЖКХ, считает, что к мусорному кризису привело в том числе неумение мэра договариваться с броничанамы.

- Мы должны просить Броницу покорнейше, слезно, не на языке ультиматума, - предлагает выход из кризиса Тарас Демко. - Чтобы они позволили еще 2-3 года вывозить на их полигон мусор. Мы должны дать им из городского бюджета какие-то финансы на благоустройство села.

Надо выиграть время. А за эти 2-3 года надо найти возможность самим, в конгломерации с Трускавцом, Бориславом, Стебником (соседние населенные пункты - УП), построить мусороперерабатывающий завод. Но делать это без посредников прокладок.

- Считаю, что мэр со своей командой профукали три года каденции, - продолжает Демко. - Он должен определить приоритеты развития города. Если бы это было профессионально сделано, очевидно, что вопрос мусора должен был стоять если не первым, то вторым. Персональная ответственность за кризис - на Кучме.

"В кризисе заинтересованы спецслужбы"

Врач по профессии, активист Майдана и доброволец взвода разведки батальона имени генерала Кульчицкого, нынешний мэр Дрогобыча Тарас Кучма встречает в своем кабинете под звон костела Святого Варфоломея.

Кучма: Мы ставим сортировочную линию, которую нам дает Львов. Осталось только получить справки и разрешения

Он выглядит несколько устало и говорит о мусорном кризисом как о самом главном вызове за годы его каденции. От всех обвинений в свой адрес Кучма отмахивается, как от назойливых мух.

- На войне у меня столько седых волос не было, сколько сейчас, - пытается он шутить.

Кучма рассказывает о результатах мониторинга СЭС, которые показали рост кишечных заболеваний, опасность лептоспироза, стафилококка и стрептококка.

Решать проблему мэр собирается несколькими способами. На словах это звучит хорошо, но будут ли планы воплощены в жизнь - большой вопрос.

- Первое - надо договориться с полигонами, чтобы вывезти тот мусор, что сейчас накопился в городе, - говорит Кучма. - Мы не называем, на какие именно полигоны, потому что их сразу блокируют люди, как только узнают, что едет дрогобычский мусор. У нас сейчас нет ни одного стабильного договора, по которому мы могли бы открыто показать, куда отвозим отходы.

- Второе, - продолжает мэр. - Мы ставим сортировочную линию, которую нам дает Львов. Осталось только получить справки и разрешения.

- Третье - компостирование, переработка органики. У нас есть план, как это делать. Мы выделяем территории для этого. Есть также территории для крупногабаритного мусора, мусоросортировочной линии там мусороперерабатывающего завода.

По словам Кучмы, он всерьез рассчитывает и на активность обычных дрогобичан.

- Важно сортировать отходы, при этом мы уже начали учить в детских садах и школах, - рассказывает он. - Надо также размещать видеокамеры на мусорных площадках, охранять их, закрыть для посторонних.

Понимаете, в Дрогобыче много мусора, который свозят со всего региона, соседних сел. Загружают бусы, приезжают и бросают мусор на наших улицах. Им очень выгодно, а у нас - бардак.

- Зачем надо было принимать львовский мусор? - спрашиваем.

- То, что ввозили отходы из Львова, знали все. Броница за то получила большие средства. Но главное, что Кабмин дал нам за это около 6миллионов на реструктуризацию свалки ...

- Ваши оппоненты говорят о нецелевом использовании этих средств, о чем говорится в соответствующем письме СБУ.

- А еще меня обвиняли в том, что я якобы принимал 350 долларов за каждую львовскую машину мусора. Если я нарушил закон - готов отвечать. Считаю, причина кризиса в том, что мы начали наводить на свалке порядок. Но это кому-то невыгодно.

- Кому именно?

- У нас был свой полигон, мы имеем все документы для его дальнейшей эксплуатации. Но нам не дают возможность, даже с судебным решением на руках. Нам говорят: "Ну, это - народ!". Я никогда не поверю, что за этими людьми не стоят высшие силы.

- Какие?

- Не моя задача называть фамилии. Пусть это выясняют правоохранители. Есть данные, что в дестабилизации заинтересованы спецслужбы в другом государстве. Но это - не моя компетенция.

- Почему именно Дрогобыч? - спрашиваем.

- Думаю, наш город кому-то стал бельмом на глазу, потому что мы сделали мощный прогресс вперед. Ввели систему "Открытый город", выиграем в прозрачности власти. Это невыгодно тем, кто когда-то проиграл и вновь рвется к власти. Целенаправленно дискредитируют главу города - военного, который прошел Майдан.

Мусор под могилами

Убрать мусор с улиц до католического Рождества и Нового года - такое смелое обещание Кучма дал в общении с журналистами "Украинской правды". Но пока город местами все еще представляет жалкое зрелище.

- Ужас, не знаю, что делать! - жалуется пенсионерка Стефания Иосифовна на остановке общественного транспорта. - Положение ужасное. Уже дети начинают болеть.

- Секунду, секунду, - достает она квитанцию из сумки. - Сейчас покажу, чтобы вы не думали, что я вру. Сегодня я заплатила 102 гривны за вывоз мусора в октябре. Это - со скидкой, у меня сын воюет на Донбассе. Но за что я плачу? Мусор все равно не убирают.

82-летняя Лидия Ткач уверяет, что такого Дрогобыча не помнит.

- Были всякие тут времена, тяжелые. Но даже во время войны такого ужасного Дрогобыча не было. Вроде мы в Европу все идем, но кто нас там примет с, извиняюсь, грязным задом?! - пытается подобрать приличные слова женщина.

- Раньше была акция "Украина без Кучмы!", - улыбается Иван Бойко. - Может, надо сделать акцию "Дрогобыч без Кучмы"? Но люди у нас довольно пассивны в этом вопросе. Так и будем ждать чуда.

По официальным данным, сегодня в Дрогобыче - 84 мусорных площадки. Чтобы их полностью вывезти, нужно от 10 до 15 дней непрерывной работы.

Одна из многочисленных городских свалок образовалось возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в 30 метрах от ворот кладбища начала ХIХ века. Здесь, на обочине, медленно припарковывается бус Mercedes Vito.

Водителя зовут Роман. Он - частный предприниматель.

Рома выходит на улицу из теплого салона и бросает на свалку аккуратно завязанные пакеты и коробки от пиццы. Похоже, он совсем не боится побеспокоить мертвых в соседних могилах.

- Надо кардинально решать проблему - строить мусороперерабатывающий завод, - рассуждает он, садясь за руль, и перед тем, как нажать на педаль газа, спрашивает непонятно у кого: - Может, нам надо весь мусор к дому мэра отвезти, и на второй день вопрос уже будет решен?

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини