Румынский «майдан» и украинские иллюзии
Главная причина протестов в Румынии - декриминализация антикоррупционного законодательства.
Закон будто бы выписан под потребности правящей партии социал-демократов, которая только недавно выиграла парламентские выборы. Одним из главных его бенефициаров станет лидер социал-демократов Ливиу Драгня, обвиняемый в фиктивном трудоустройстве и нанесении финансового ущерба на сумму 24 тысяч евро. Это обстоятельство дополнительно возмущает демонстрантов. Так что протест в Румынии можно с уверенностью назвать протестом против несправедливости. А разве не протестом против несправедливости был украинский Майдан?
Но постойте, разве участники украинского Майдана не выдвигали требования о переменах, которых добились румыны? Румыния - член НАТО и Европейского Союза. Она не просто давно имеет безвизовый режим с ЕС, но и ведет переговоры о присоединении к Шенгену. Ее граждане имеют право свободной работы в ЕС. Это означает, что Румыния выполнила все условия Запада - те, условия, которые так трудно даются нашей стране. И для получения безвизового режима, и для вступления в НАТО, и для вступления в ЕС. Это означает, что правительство Румынии работает в рамках общей дисциплины Евросоюза, а ее антикоррупционные органы существуют в рамках общей европейской системы борьбы со злоупотреблениями. Почему же тогда возник такой глубокий конфликт, который уже вызвал серьезную обеспокоенность в Брюсселе?
А потому, что вступление в ЕС и НАТО - это не панацея в борьбе с коррупцией. Преодоление коррупционных проблем зависит от общественного запроса. Румынский запрос "на Европу" был очень похож на украинский запрос. Это был запрос на лучшую жизнь. И, кстати, частично он удовлетворён - благодаря деньгам из Евросоюза. То, что ради этих денег нужно принять какие-то законы и сформировать антикоррупционные структуры, воспринималось с пониманием. Но это была только видимость перемен. А то, что большинство граждан при этом последовательно голосует за популистов, в коррумпированности которых мало кто сомневается - это реальные общественные настроения.
Украина может добиться значительных успехов в преобразованиях, принять все необходимые законы, сформировать все нужные антикоррупционные органы. Вступить в ЕС. Даже в НАТО. Но при этом останется глубоко коррумпированной страной. Потому что украинский запрос на Европу - это запрос на лучшую жизнь, а не на смену ценностей.
Никакой особой трагедии в этом нет. Просто процесс нашей модернизации затянется, и время от времени - после победы очередных популистов на выборах - нам придется выходить на улицы так, как сейчас выходят румыны. Мы будем беднее, чем большинство европейцев и наши граждане будут продолжать работать за границей - только на лучших условиях. Но это не значит, что мы безнадёжны. Как не безнадёжны и румыны.
Потому что модернизационный процесс - если он продолжается - рано или поздно захватывает все большие и большие круги населения. Все больше людей учится и работает за рубежом, воспринимает другие ценности, отказывается воспринимать цинизм в качестве морали. Общество становится образованнее и богаче. Это, конечно, не панацея от популизма - популистские настроения сейчас торжествуют даже в традиционных странах католической и протестантской Европы. Но это мощный предохранитель от коррупционных злоупотреблений власти. Предохранитель, который появляется только после того, как сами граждане отказываются жить по старым правилам - а не тогда, когда они требуют этого исключительно от чиновников.


«Хрещений батько на “удальонці”»: УП оприлюднила розслідування про пересування й контакти Андрія Єрмака
Утеплення будинків на Дарниці за 250 млн грн: журналісти заявляють про можливі переплати і незавершені роботи
SpaceX заблокувала використання Starlink російськими військами: Україна повертає технологічну перевагу
Файли Епштейна спровокували політичну кризу на Заході: суспільство вимагає повного розкриття імен і відповідальності
У Міністерстві оборони виявили ризик масштабного дефіциту дронів через провалені закупівлі попереднього керівництва
Після призначення Кирила Буданова в Офісі президента змінився стиль роботи — Железняк
Зеленський заявив, що розглядає можливість балотування на другий термін після завершення війни
Навички для успіху у XXI столітті: чому емоційний інтелект важливіший за ШІ










