Нужны ли наемники Украине?

13.12.2018 в 13:24 | Игорь Тышкевич, джерело: «Хвиля»

Украина фактически находится в состоянии войны уже пятый год. С одной стороны, страна смогла, фактически с нуля, создать боеспособную армию, c другой, несколько волн мобилизации дали огромное количество ветеранов.

Тезис о «поддержке» Украины со стороны США и ЕС часто звучит из уст наших политиков. Поддержка действительно есть, но, если сравнить даже финансовую сторону, например, бюджета поддержки США для Украины и уровня финансовых вливаний Вашингтона в Афганистан, понимаешь, что это, как говорят в Одессе «таки две большие разницы». В политическом поле ситуация не лучше: обсуждение вопросов мира на Донбассе идёт, если верить президенту и депутатам, с украинских позиций. Но вот беда — с россиянами тет-а-тет также разговаривают немцы, французы, американцы. В конце концов, Меркель как лидер Германии обязана в любых переговорах отстаивать немецкие интересы. Иначе она — предатель Родины. Макрон, соответственно, французские, Трамп или Волкер — американские. Ключевой вопрос в данном случае — как вплетены наши интересы в их позицию. Проще говоря, имеют ли наши западные партнёры внятный ответ на простой вопрос «Зачем нам нужна Украина». Ведь, одно дело разговаривать с Кремлём дабы не допустить дезинтеграции Украины и разрастания конфликта, и совсем другое дело, когда ты заинтересован в успехе государственного проекта на берегах Днепра. То есть, или «чтобы не было хуже», или «чтобы появился новый мощный региональный игрок». И вновь вопрос «зачем», «в качестве кого» последний нужен Германии, Франции, США.

От баланса интересов к функционалу

Здесь мы подходим к вопросу «функционала страны» — что мы можем предложить сегодня, какое место можем занять в глобальной экономической и политической системе. Следующий вопрос «что мы можем предложить завтра» — «кем мы собираемся стать». Предмет гордости сегодняшнего правительства — экспортёр зерна и металла — функционал типичного сырьевого придатка, что-то вроде некоторых африканских, либо южноамериканских государств.

Я предлагаю подойти к проблеме с точки зрения ТОП-3 базовых интересов Украины и основных её партнёров. Базовые интересы нашей страны можно определить следующим образом:

Интересы стран ЕС, если оставить в стороне «национальные различия» сходятся в следующем:

Интересы США, как одного из глобальных игроков:

На этом давайте искать точки совпадения интересов. Сфера инноваций, технологической перестройки экономики является таковой лишь частично, ровно до тех пор, пока страны не начинают конкурировать между собой. Украина не имеет достаточного технологического запаса, который можно «выгодно продать» партнёрам. Мы скорее могли бы выступать в качестве покупателей технологий, будь мы побогаче. Но учитывая реальный уровень развития, основным источником получения ресурсов для нашего развития является размещение у нас современных и технологичных (по нашим меркам) производств. Теоретически это может быть выгодно партнёрам, но это требует уже существующей эффективной системы государственного управления и обеспечения безопасности. Отчасти поэтому страны ЕС склонны помогать Украине в надежде, что наша страна сможет стать своеобразной «Мексикой Европы» — повторить путь Польши, Венгрии, Словакии. Но если у нас не получится, можно сосредоточиться на «задаче-минимум» — не допустить балканизации Украины, а кандидатов на роль «Мексики» найти легко на тех же Балканах, либо в Северной Африке.

Для США экономически мы вряд ли станем каким-то заметным партнёром, но в случае нашего экономического и политического успеха можем теоретически выполнять роль составной части одного из региональных союзов, который защищает и американские интересы. Впрочем, по состоянию на сегодня, мы пока не готовы к такой роли. Поэтому в случае нашего провала у Вашингтона есть Польша, Венгрия, а интерес в Украине совпадёт с «задачей минимум» стран ЕС — не допустить «балканизации».

В то же время есть как минимум одна тема, которая является общей для всех — безопасность. Страны ЕС заинтересованы в создании (либо реформировании существующей) системы региональной и глобальной безопасности, в том числе безопасности транснациональных и глобальных торговых путей. При этом страны Европы не склонны к резким решениям об увеличении военных бюджетов, активном участии собственных военнослужащих в миссиях за пределами Европы.

США заинтересованы в том же, но они хотят отдать максимальное количество функций на «аутсорс» — предоставить решение локальных проблем местным игрокам, или коалициям таких игроков. Интерес Украины — в первую очередь, собственная безопасность, то есть окончание войны на своих условиях, или близких к своим плюс ликвидация предпосылок для новых конфликтов на своей территории.

Интересы Европы в области безопасности, с одной стороны, близки к интересам США — обеспечение безопасности на континенте и на международных торговых путях. Но страны Европы не стремятся к резкому увеличению собственных вооружённых сил и существенному росту военных бюджетов. То есть интерес в безопасности на континенте и в мире со стороны сильных игроков существует, желание ради этого использовать собственные вооружённые силы, увеличивать их численность отсутствует. Речь не только в деньгах, вопрос, скорее, политический — никто без лишней надобности не хочет ввязываться «не в свою войну».

Кроме отдельных государств, на рынок безопасности активно вышли новые игроки — транснациональные корпорации. Ещё 30-40 лет назад, когда можно было чётко определить их национальную принадлежность, такие компании могли хотя бы ставить вопрос о физической защите своих активов в-третьих странах. Сегодня зачастую невозможно определить к какому правительству должны апеллировать ТНК. Например Renault-Nissan-Mitsubishi французская или японская компания. Или, учитывая стратегический альянс с Daimler, уже и частично американская. Которая имеет СП (говорим о совместных предприятиях, а не сборочных заводах концерна) в Китае и России. Естественно, правительства государств-членов ЕС, США и упомянутого Китая не воспринимают идею при которой армия используется для защиты частного бизнеса.

Подведя черту можно констатировать, что формат партнёра, способного решить вопросы с обеспечением безопасности, на разных уровнях, начиная от защиты отдельно взятого объекта до решения задач в масштабах государства, региона выгоден многим игрокам:

Теперь давайте задумаемся: как мы можем это использовать?

«І покажем що ми браття козацького роду»

Украина фактически находится в состоянии войны уже пятый год. С одной стороны, страна смогла, фактически с нуля, создать боеспособную армию, которая заставила Кремль как минимум пересмотреть планы «Новороссии». С другой, пять лет войны, несколько волн мобилизации дали огромное количество ветеранов. Это породило проблемы, с которыми независимая Украина не сталкивалась в своей новейшей истории. В частности:

Но ведь, с другой стороны, мы имеем огромное количество женщин и мужчин, имеющих реальный боевой опыт. Это ресурс, которого лишены большинство других развитых государств. Предлагаемый вариант — решение собственных проблем и, за счёт этого, выработка функционала, способного заинтересовать глобальных игроков. Суть в том, что Украина может вспомнить чем занимались казаки в 16-18 веках и предложить себя сегодня в этой роли.

Для этого принимается закон о частных военных корпорациях, который не только легализует подобные структуры, но и разрешает им (при определённых ограничениях) принимать заказы из-за рубежа. При этом с соблюдением нескольких ключевых принципов:

  1. ЧВК — не охранная компания. Это военная организация и поэтому ей запрещено в мирное время (либо совсем либо за исключением государственных подрядов) выполнять боевые задачи на территории страны;
  2. В случае военной угрозы предусматривается возможность мобилизации сил и средств ЧВК для нужд обороны страны;
  3. В случае войны происходит автоматическое подчинение ЧВК Верховному Главнокомандующему (ВГ). Команды, находящиеся в миссиях за рубежом отзываются на Родину, либо выполняют задачи (поставленные ВГ) по месту нахождения (этот тезис Игоря у меня вызывает вопрос, потому что в этом случае сложно понять, почему такая компания частная – прим. Юрия Романенко)
  4. Участники — граждане Украины, достигшие минимально разрешённого возраста (например, — 25-30 лет) и отслужившие в силовых структурах страны;

Разделение понятия ЧВК и охранного предприятия, вкупе с запретом на использование внутри стран, даёт определённую гарантию от использования их в качестве легализации «карманных армий украинских олигархов» — это не будет иметь ни малейшего смысла. Если же украинские ФПГ создадут такие структуры для действий на внешних рынках — почему бы и нет — налоги никогда не помешают.

Вторая составляющая была описана в тексте «Украинский легион или как революции не дать пожрать своих детей«. Суть — создание отдельной силовой структуры по образу и подобию Французского иностранного легиона для выполнения миссий (в мирное время) за пределами Украины.

Структура комплектуется как гражданами Украины, так и иностранцами, имеет собственную пирамиду командования, которая только на высших уровнях соприкасается с государственной машиной. В отличие от контрактов «для иностранцев» в ВСУ, такой легион может стать местом, интересным для «несистемных людей» не только из Украины, но и из других стран. Примерная концепция выглядит так:

Таким образом Украина, за счёт ЧВК и Легиона может предложить международным организациям, глобальным игрокам участие в решении проблем по поддержанию мира и безопасности в проблемных регионах:

Частные военные компании будут интересны транснациональным корпорациям как способ решить собственные проблемы с безопасностью. Функционал циничен, но мы находимся в положении когда должны использовать каждую возможность для достижения своих целей.

Мы предлагаем мощный силовой ресурс, но честно говорим, что в случае войны все бойцы возвращаются домой для защиты страны. Кроме того, мы претендуем на явно описанное место в глобальной системе обеспечения безопасности. Где наши интересы? Давайте сравниваем позиции:

Как вы думаете, какой в каком из вариантом большая вероятность получить реальную помощь от глобальных политических игроков и международного бизнеса?

И что мы с этого будем иметь?

Первые годы действия системы, по большому счёту, ничего. Возможно, даже, дополнительные финансовые издержки на создание и финансирование «Украинского Легиона». Но давайте теперь посмотрим на проблему с точки зрения наших интересов в перспективе даже 5-10 лет.

Украина, несомненно, выигрывает с точки зрения безопасности. Ведь, кроме ВСУ, Нацгвардии мы имеем фактически ещё две отмобилизованные вооружённые армии, которые в достаточно быстрые сроки могут приступить к решению практических боевых задач.

При этом, с точки зрения финансирования, затраты на поддержание боеспособности таковых минимальны:

В то же время потенциальный противник при оценке рисков должен иметь в виду возможность резкого усиления сопротивления. Даже при поражении регулярной армии — ЧВК и Легион могут вступить в бой в любой момент.

Международное давление на потенциального агрессора. Международные организации, глобальные игроки и транснациональные корпорации понимают, что в случае кризиса в Украине они вместо одной проблемной площадки получают сразу несколько — как минимум те, из которых уходит на защиту Родины украинский контингент. Логичный вывод — не допустить того, чтобы украинское государство подошло к черте, когда понадобится мобилизация сил и средств для защиты независимости, территориальной целостности и так далее.

Поддержка реформ. Отсутствие угроз безопасности Украине и, как следствие способность страны участвовать в решении проблем обеспечения безопасности на других площадках является прямым следствием наличия тут эффективного государства (в первую очередь системы госуправления). Поскольку украинская сторона декларирует желание реформироваться, желание помочь ради получения очень нужного в международной системе функционала тоже будет, и оно будет в разы больше, чем просто «помочь Украине (которая не может ответить на вопрос — зачем она нам нужна) в её реформах».

Развитие экономики и передача технологий. На первом этапе интерес не будет слишком велик. Но при условии формирования эффективного государства, срабатывает логика «силы, которые предоставляет Украина могут быть более мощными если работает украинский ВПК». Глобальные игроки будут заинтересованы с одной стороны в безопасности Украины, с другой в том, чтобы украинский силовой блок был способен эффективно решать поставленные задачи. Это можно сделать продавая технику — тогда большая прибыль собственному ВПК, но меньше вероятность резкого качественного скачка в ресурсной базе украинских силовиков. Передавать технику по программам помощи вообще игра, в лучшем случае с нулевой суммой. А можно, создавая СП, помогая с технологиями украинскому ВПК. В таком случае украинцы сами себя вооружают. Для глобальных игроков это прибыль от совместных предприятий, выход на новый рынок (или рынки). Для Украины — технологии, рабочие места, налоги.

Интересы глобального бизнеса к украинскому рынку. Данный пункт не связан с ЧВК, либо Украинским легионом. Это может быть следствием наших успехов в формировании эффективного государства на фоне интереса глобальных политических игроков, транснационального бизнеса в его устойчивости. Мы можем подойти к моменту, когда сможем заявить об Украине, как о спокойном месте, где можно делать деньги. Риск внешних потрясений согласно указанных выше пунктов минимален.

В связи с этим хочу напомнить одну, возможно, подзабытую историю: Швейцария в своё время выполняла роль поставщика солдат практически всем армиям Европы и только потом стала одним из промышленных и финансовых центров континента.

Фактор Донбасса. Да, об этом тоже надо думать. Любой вариант реинтеграции оккупированных территорий будет сопряжён с вопросами амнистии (кого прощать) и вопросами трудоустройства бывших боевиков. Часть из которых, кстати, тоже может оказаться неспособна к быстрому возврату к мирной жизни. В таком случае ЧВК могут стать прекрасным местом работы для амнистированных бойцов «армейских корпусов», а «Украинский Легион» для тех, кто желает начать жизнь з чистого листа. В обоих случаях мы «убираем с улиц» людей, которые умеют воевать, но не нашли себя в мирной жизни. В сумме потенциально опасные люди имеют работу и заработок, их ценят, они видят выгоду (личную выгоду) от государства Украина. Страна получает частичное решение проблемы «что делать с боевиками», и, выгоды, описанные выше.

Вместо послесловия.

Предложенная концепция кому-то покажется циничной. Многие справедливо найдут слабые места. Найдутся люди, которые опишут риски, связанные с созданием ЧВК, либо «Украинского легиона». И это всё прекрасно!

Цель данного текста — дать повод для обсуждения и, в идеале, создать дискуссию вокруг вопросов «как наши проблемы превратить в наши конкурентные преимущества и использовать для развития страны». По крайней мере, такое смещение акцентов, мне кажется более продуктивным, чем уже поднадоевшее метание между «зрадой» и «перемогой» , либо между новыми и старыми мессиями в период избирательной кампании. Ведь к успеху ведёт не мессия, а наличие представления что и зачем делаешь, наличие того, что называется планом. А лидер в таком случае найдётся либо будет создан как часть плана развития.

На этом всё — жду критики и обсуждения.

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

В Києві муніципали запобігли самогубству 30-річної жінки (відео)
БМП Bradley "розмазала" ворожу техніку (відео)
Яскравий спалах освітив нічне небо в Україні (відео)
У Києві на Хрещатику сталася масова бійка (відео)
Бійці "Помсти" знищили кросові мотоцикли окупантів (відео)
Окупант палкою "стріляв" по українському дрону (відео)
"Айдар" взяв у полон групу окупантів біля Часового Яру (відео)
У Рубіжному зробили туалет із російських ящиків для снарядів (відео)
Все видео

Лента новостей

Китай буде співпрацювати з Францією для вирішення "української кризи"
🕑 1 годину 33 хвилини тому
У Росії закінчується місце на головному військовому цвинтарі, якого мало вистачити на 200 років
🕑 11 годин 32 хвилини тому
В окупованому Бердянську ліквідували організатора катівень (відео)
🕑 15 годин 33 хвилини тому
В Міноборони пояснили, як оскаржити висновок ВЛК
🕑 21 годину 33 хвилини тому
В РФ оголосили в розшук президента Зеленського
🕑 вчора
Валютна лібералізація: НБУ оголосив найбільші пом'якшення для бізнесу
🕑 вчора
Ухилянт пред'явив на кордоні довідку ВЛК із майбутньою датою (фото)
🕑 позавчора
Прикордонники завадили вивезти скрипку Страдіварі за кордон (фото)
🕑 позавчора
Поліція розслідує завищені зарплати та премії чиновників Ірпінської міської ради
🕑 позавчора
В окупованому Криму поїзд розчавив "шістку" ВАЗ (фото)
🕑 позавчора
РФ має "трирівневий" план дестабілізації України - генерал Скібіцький
🕑 3 дні тому
ЗСУ не мають тилових смуг оборони перед наступом Росії, — The Associated Press
🕑 3 дні тому
Комунальники в Києві підозрюються в розкраданні 10 млн на ремонті доріг (відео, фото)
🕑 3 дні тому
Кулеба заявив США: "Шукайте проблему зі свого боку, а не з боку України"
🕑 3 дні тому
Мільйон гривень віддала одеситка шахраю псевдоволонтеру (фото)
🕑 3 дні тому
Все новости