Дефицит дизтоплива: Россия старается подсадить Украину на нефтяную иглу

11.09.2019 в 16:26 | Игорь Тышкевич, джерело: «Хвиля»

​Вчера практически незамеченной прошла новость о просьбе нефтетрейдеров отменить пошлины на поставки из России. Причина — в угрозе дефицита на рынке дизельного топлива в стране.

На первый взгляд, всё очевидно — есть решение, которое вызвало проблемы, необходимо принимать меры. Но, если копнуть глубже, заметим контуры более масштабных и опасных для страны процессов. Разбираемся.

Для начала поговорим о том, что из себя представляет рынок нефтепродуктов в Украине. Свои поставки не обеспечивают и половины потребности страны. Остальное импорт. Есть поставщики практически во всех сопредельных странах, есть украинские трейдеры. Если говорить о дизельном топливе, то есть 40% доля импорта из РФ, на которой в качестве монополиста сидит Медведчук. Скажете «была доля»? Нет. Это можно будет говорить лишь по прошествии года. Сегодня (по состоянию на утро) она уменьшается, но она существует.

На этом переходим в политическую сферу. РФ ещё в апреле 2019 заявила о санкциях, в том числе ограничениях на поставку топлива в Украину. Расчёт был прост — если нечем заправлять автомобили (в том числе военные), если растут цены на заправках — власть сговорчивая. Параллельно с этим разворачивался кризис некачественной нефти в нефтепроводе «Дружба», который на определённый период «выбил из игры» НПЗ стран-соседей, начиная от Беларуси, заканчивая Венгрией. Для них основной задачей было сохранить производство и удовлетворить внутренний спрос. Об экспорте разговора даже не шло.

Таким образом, Украина оказалась в сложной ситуации: с одной стороны привычные партнёры могли не удовлетворить запросы по поставкам топлива, с другой, Россия в ручном режиме управляла своими «нефтяными потоками». Но, надо отдать должное, Украина решила перехватить инициативу. Русские грозили уменьшить поставки, в Киеве подошли философски — «умерла так умерла» и поставили ввозные пошлины на российский дизель сами. Выстрел в ногу? Отнюдь, к тому моменту поляки из Orlen, беларусы, да даже венгры и румыны вышли из «нефтяного кризиса» и нарастили поставки ДТ на украинский рынок, стремительно «съедая» российскую долю (читай — долю Медведчука). Сами судите — до сентября проблем с объёмами и с ценами на АЗС не было, а российские санкции вроде как действовали уж три месяца. Украинские — два. Оптовики, которые забили склады «под самое горлышко» спокойно смотрели в будущее.

И тут, вдруг, заговорили о дефиците. Как так? Всё оказалось просто — любимая УЗ — наша железка, вдруг перестала справляться. Задержка составов достигала 30 дней — это на маршруте Мозырь-Киев, где по прямой едва ли наберётся 300 км. Так ладно бы просто задержка на поставку-растаможку — вагоны-цистерны едут «домой» больше 15-20 дней. Железнодорожники кивают на таможню — мол, вот он, корень зла, таможенники медленно работают. Таможенники винят железнодорожников. В этом есть ещё одна забавная деталь — как сообщает сайт «Автоконсалтинг», «Состав Кременчуг-Киев вместо семи дней идёт 20-30 дней». Извините, но Кременчуг — это Украина и никаких «народных республик» там не рисовалось. То есть тут уже 100% работа «железки».

Дальше просто включаем логику: если вагоны-циcтерны стоят, если они медленно едут и медленно возвращаются — на НПЗ не во что отгружать продукцию. Остаётся вариант возить автомобилями, что автоматически делает ДТ «золотым».

И на этом фоне трейдеры просят Кабмин… снять пошлины на поставку российской нефти. Вам ещё раз напомнить, кто у нас сидит на монопольных поставках из РФ?

На этом этапе подходим к оценке последствий такого шага. Если правительство пойдёт на уступки, Виктор Медведчук может открывать шампанское. Судите сами, на 2019 год кум Путина имел мощнейшие позиции:

Но случилось неожиданное — Медведчук получил Раду, но потерял всё остальное. Пока он не в схемах, нефтяной бизнес может существенно ужаться, один из телеканалов возможно потеряет лицензию. Даже и в деле с пленными «всё плохо» — несмотря на поездки в Москву и Владивосток, прогулки по российским СИЗО, его оставили за бортом процессов. А тут ещё и намекнули на то, что знают о денежных потоках и схемах. И это на фоне отмены депутатской неприкосновенности. Одним словом, неприятно.

Но, вот она возможность — трейдеры попросили топлива. Видите ли, не справляется железная дорога, нет объёмов от других партнёров. И даже таможня медленно работает. И, если украинское правительство идёт навстречу — Медведчук снова на коне. Он ловит целую страну на нефтяную иглу. Следующий шаг — вначале нормализация ситуации, дабы показать свою роль, а потом заявления о проблемах с продолжением поставок (аварии, отсутствие благословения патриарха, муфтия, раввина — причин куча). Естественно, что параллельно с этим начинается диалог — «благословение», дескать, может быть получено в обмен, например, на лицензию для NewsOne. Далее та же схема, но уже с активизировавшимся медиа-ресурсом, по возврату в обойму принимающих решение по Донбассу. И далее, по нарастающей.

Есть ещё один игрок в данной схеме — Игорь Коломойский, контролирующий Кременчугский НПЗ. На первый взгляд, он сегодня несёт убытки — ведь его бизнес теряет, на фоне медленной оборачиваемости вагонов (помним про 30 дней из Кременчуга в Киев). Но, давайте посмотрим с другой стороны. На фоне отсутствия российского сырья для переработки, Игорь Валерьевич ищет нефть на других рынках. А там интересы США. На этом моменте вспоминаем, что в Соединённых Штатах активно идёт расследование в отношении данного гражданина Украины. И, по версии «Зеркала Недели», поспешный прилёт Коломойского в Украину связан как раз с этим процессом — наша страна не имеет права выдавать своих граждан без их просьбы.

Оставив лирическое отступление, вернёмся к нефти. Кременчугский завод ищет сырьё, Коломойский не против замять вопрос с претензиями США. Совпадение, но на фоне этих двух процессов в украинские порты начинают приходить танкеры с… американской нефтью. Однако такой ресурс дорогой. А выход на российского поставщика расширяет поле манёвра для Игоря Коломойского. Поэтому, с его точки зрения, обращение трейдеров к Кабмину — хорошая инициатива.

Но ведь, скажете вы, проблема с действительно топливом есть, её надо решать. Проблема, господа, есть, но есть интересная особенность — ещё в 2017 году объёмы поставок из той же Беларуси были в полтора раза больше, а российской доли на украинском рынке, например, дизтоплива практически не было. И, о чудо — тогда справлялись все — и железная дорога и таможенники. А вот сегодня, с меньшими (по сравнению с ситуацией трёхлетней давности) объёмами, уже тяжело. Забавно.

Таким образом, Российская Федерация, её партнёр в Украине Виктор Медведчук настойчиво намекают на то, что новой украинской власти стоит вернуться к схемам, которые сложились и успешно работали в 2015-начале 2019 года. Для правительства и президента пойти на такой шаг действительно будет означать выстрелить себе в ногу. Потому что наличие одного глобального экономико-политического договорняка с олигархом, тем более фактически российским олигархом, будет означать, что и украинские ФПГ потребуют аналогичных условий. Каждая, давя на свой «больной мозоль». Ключ не в экономике, а во влиянии на политические процессы. Фактически, война олигархов против новой власти (пока в подковёрном своём варианте) началась. И если власть проиграет, то можно будет забыть о большинстве в Раде, о победе на выборах, о планах по перестройке страны — вернуться старые договорняки которые, даже в деле реформирования экономики, будут обеспечивать работу по принципу «тут можно, а вот тут не тронь. Да и там где можно, оставь лазейку». К чему это приводит? К простому результату, о котором говорил и писал — кейсу по договорняку политических игроков по Молдове, в том числе с «прогрессом» по Приднестровью. Одним словом, события набирают темп.

А представителям новой власти, начиная от президента Владимир Зеленского, и заканчивая помощником депутата, стоит повторить ставшую модной фразу «думайТЕ».

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

БМП Bradley "розмазала" ворожу техніку (відео)
Яскравий спалах освітив нічне небо в Україні (відео)
У Києві на Хрещатику сталася масова бійка (відео)
Бійці "Помсти" знищили кросові мотоцикли окупантів (відео)
Окупант палкою "стріляв" по українському дрону (відео)
"Айдар" взяв у полон групу окупантів біля Часового Яру (відео)
У Рубіжному зробили туалет із російських ящиків для снарядів (відео)
Кадиров після повідомлень про хворобу терміново показав відео свого тренування (відео)
Все видео

Лента новостей

ЗСУ не мають тилових смуг оборони перед наступом Росії, — The Associated Press
🕑 10 годин 33 хвилини тому
Комунальники в Києві підозрюються в розкраданні 10 млн на ремонті доріг (відео, фото)
🕑 11 годин 21 хвилину тому
Кулеба заявив США: "Шукайте проблему зі свого боку, а не з боку України"
🕑 13 годин 13 хвилин тому
Мільйон гривень віддала одеситка шахраю псевдоволонтеру (фото)
🕑 14 годин 50 хвилин тому
Зарубав і хотів спалити тіло матері чоловік на Житомирщині (відео)
🕑 17 годин 17 хвилин тому
"Я занадто довго в цьому виді спорту": Ломаченко може завершити боксерську кар'єру (відео)
🕑 19 годин 51 хвилину тому
Чиновник Деснянської РДА Києва "погорів" на хабарі (фото)
🕑 22 години 51 хвилину тому
Позбавляємося каламутності води в басейні з коагулянтами AquaDoctor
🕑 вчора
"Батя, я стараюсь": маріупольський опір отруїв алкоголем на смерть окупантів (фото)
🕑 вчора
Пропаганда РФ придумала фейк, нібито "10-річні діти ножами вбивали" окупантів у Маріуполі (відео)
🕑 вчора
Відомі роботи-пси Boston Dynamics отримали кумедний костюм (відео)
🕑 вчора
В Урпошті нецензурно відповіли на критику за продаж старих авто (фото)
🕑 вчора
Україна розгромила Китай на ЧС-2024 з хокею (відео)
🕑 вчора
Під Москвою палала масштабна пожежа на заводі (відео)
🕑 позавчора
"Київ Незламний": ТОРівці здобули призові місця в турнірі (фото)
🕑 позавчора
Все новости