Главная причина украинской бедности
Когда выезжаешь с КПП на границе Украины с любой европейской страной, ощущение, будто вышел из квартиры алкоголика.
Я люблю Украину, и мне небезразлично, что происходит в моей стране. Но для меня независимость — это самостоятельность. А патриотизм — это набор ценностей и смыслов, которыми ты пользуешься каждый день. Ощущение единства и неразрывной связи с людьми, населяющими страну, в которой ты живешь. В реальной жизни и ежедневных поступках, а не на словах.
Поэтому я всегда стараюсь показать где мы могли бы быть, как далеко уйти в своём развитии, не случись с нашим обществом масштабный «абырвалг», повлёкший за собой тяжёлые, зачастую необратимые последствия в виде повсеместно развитого эффекта разбитой форточки. На улицах и в головах. В стандартах и мировоззрении.
Когда выезжаешь с КПП на границе Украины с любой европейской страной, ощущение, будто вышел из квартиры алкоголика. Только что ты ехал по убитой дороге с ямами и ухабами, потом стоял в очереди перед ржавым шлагбаумом пограничного пункта, в окружении шалманов с водкой и закарпатским коньяком, и без единого туалета. Потом ждал пограничный и таможенный контроль на нашей стороне, после чего на той. И вот, наконец, всё это позади, все разрешения получены, паспорта возвращены и шлагбаум поднят. Начинается самое интересное.
Выезжаем с КПП, знакомимся попутно с основными правилами движения и едем по Словакии. На автомагистралях максимум 130 км/ч, населённые пункты 50 км/ч, вне населённых пунктов — 90 км/ч. Никто не нарушает, никто не подрезает и не мигает сзади фарами. Дорога идеальная — разметка, знаки, водители. Едет поток, никто никого не обгоняет по двойной сплошной.
Я много летаю и давно привык переключаться на другую реальность, когда выхожу из самолёта в какой-нибудь европейской стране. Вот ты садишься в самолёт в Борисполе, вот летишь пару часов — и вот ты уже совсем в другом мире. Но аэропорт, самолёт и вся эта взлетно-посадочная мишура довольно сильно нивелируют контраст в инфраструктуре. А когда переходишь границу на авто — разницу ощущаешь буквально с первых метров.
Те же равнины. Те же деревья. Тот же туман. Но выглядит принципиально иначе. Во-первых, идеальная и чистая дорога. С разметкой, обочинами и дорожными знаками. Во-вторых, отсутствие мусора. У нас вдоль обочин валяются бутылки, пакеты, газеты, какие-то тряпки и так далее. И вездесущие окурки, просто миллиард бычков. А тут чисто. И в-третьих, аккуратные дома в населённых пунктах вдоль трассы. Видно, что владельцы небогатые, но дома покрашены, с газоном, фонариками и практически без заборов. Видно, что люди заботятся не только о том, что внутри, но и снаружи.
И кстати, это для Украины Словакия — один из коридоров в Европу. Для Словакии эта местность — глушь, окраина. Но почему-то дорога идеальная. Ограды целые. Поля ровные. Деревья ухоженные, без единой омелы. Дома аккуратные. Чисто, тихо, спокойно.
Уверен, что сейчас в комментарии налетят эксперты по приграничному жилью в Восточной Европе и начнут доказывать, что там тоже хватает своих засранцев. Не сомневаюсь, что так и есть. Засранцы видят засранцев в первую очередь. Просто через 10 минут езды нам с женой стало очевидно, что быть засранцем в Словакии — считается аморальным, противоестественным.
Едем мы по этой дороге и говорим про Украину. И понимаем, что бедным наше общество является не из-за коррупции, а из-за того, что большинство жителей в глубине души своей всё равно воспринимает Украину как некое особое место, в котором никогда не привьётся западный образ жизни. Отсюда и складывается такое отношение к своей земле, своим дорогам, своим обочинам. И друг к другу.