Calendar Icon

Экс-глава ESA о полете Гагарина и американском билете в космос для Европы

11.04.2021 07:00

В дни 60-летия полета Юрия Гагарина DW расспросила экс-гендиректора Европейского космического агентства Йоханна-Дитриха Вёрнера о пилотируемой космонавтике и рисках полетов на Луну и Марс.Йоханн-Дитрих Вёрнер (Johann-Dietrich Wörner) был гендиректором Европейского космического агентства (ESA) c 2015 по февраль 2021 года. Накануне юбилея полета первого человека, Юрия Гагарина, в космос DW поговорила с Вёрнером, инженером и главой Немецкой академии технических наук, об итогах 60 лет пилотируемой космонавтики, пересадке европейцев с российских "Союзов" на американские "Драконы" и предложенной им "лунной деревне".

Deutsche Welle: 60 лет назад вокруг Земли облетел первый человек - Юрий Гагарин. С тех пор полеты на орбиту стали рутиной, но дальше в космос человечество не продвинулось. Как вы оцениваете достижения пилотируемой космонавтики? Стакан наполовину полон или пуст?

Йоханн-Дитрих Вёрнер: Для меня стаканы всегда полны - наполовину жидким, наполовину газообразным веществом. Это я к тому, что есть много позитивных аспектов. Гагарин полетел в космос в 1961 году, всего через четыре года после запуска СССР первого искусственного спутника Земли. Это было невероятное достижение. Полет спутника вызвал у меня интерес к космосу, об этом рассказал мне мой отец, поэтому я следил за полетом Гагарина.

Это был особенный полет, хотя сегодня его воспринимают как такой "прыжок" вокруг Земли. У корабля не было спускаемого аппарата, Гагарину пришлось катапультироваться перед посадкой! Сегодня это кажется невероятным, поэтому он сделал огромный шаг.

Да, мы по-прежнему на низкой околоземной орбите, там находится Международная космическая станция (МКС), но мы уже были дальше. Не только на Луне, об этом примере быстро вспоминают, но и для ремонта телескопа Hubble космический челнок, шаттл, поднимался выше, чем обычно. Желание идти все дальше - в наших генах, поэтому я уверен, что человек снова полетит на Луну и когда-нибудь, в более отдаленном будущем - на Марс.

- Вы упомянули американские шаттлы, которые перестали летать с 2011 года. Почти десять лет спустя США снова отправляют астронавтов к МКС своими силами - теперь на кораблях Dragon ("Дракон") частной фирмы SpaceX. До этого американцы и европейцы могли летать только на российских "Союзах". В пилотируемой космонавтике мы видим возвращение к прежней практике или это что-то новое, и Европа будет все больше пользоваться американскими и все меньше - российскими услугами?

- Мы, европейцы, всегда летаем в космос с американским билетом, это нужно знать. То есть мы платим за полеты США, но не наличностью, а бартером, мы предоставляем оборудование. Даже если мы летим на российском корабле "Союз", мы летим с американским билетом, в этом особенность.

Я надеюсь, что сейчас, когда американцы снова сами могут отправлять астронавтов в космос, мы не вернемся в то время, когда был выбор или-или, а сохраним общность. Я бы приветствовал, если бы европейские астронавты и в будущем продолжили летать с россиянами, и американские астронавты тоже, а российские космонавты летали на американских кораблях. А если помечтать, то хорошо бы расширить список и за счет Китая.

- Есть ли угроза отчуждения между Европой и Россией в пилотируемой космонавтике на фоне политических конфликтов?

- NASA всегда было главным партнером ЕSA, это не изменится. Но у нас широкое сотрудничество с Роскосмосом, и это касается не только пилотируемых полетов, но и автоматических миссий. Космонавтика преодолевает земные конфликты, и я надеюсь, что это не поменяется. Нужно пытаться использовать космос как что-то общее, а не как область, в которой происходят какие-то военные действия.

- После аннексии Крыма в 2014 году отношения Запада с РФ резко ухудшились и продолжают ухудшаться. США обвиняют Москву в попытках вмешательства в президентские выборы и хакерских атаках, вводятся все новые санкции. Как это влияет на сотрудничество в космосе?

- 2014 год был началом крымского кризиса. Это был год, когда европейский астронавт с немецким паспортом должен был отправиться в космос - Александр Герст (Alexander Gerst). Меня пригласили на Байконур присутствовать при старте и, признаюсь, мне было неспокойно на душе. Я думал, может ли это сработать, когда все говорят о санкциях, а мы храним верность и верим, что можем отправить европейского астронавта в космос.

Мои опасения развеялись сразу по прибытии на Байконур, когда я увидел экипаж - европейца, американца и россиянина, как они в хорошем настроении сидели рядом друг с другом. Это же касалось и команд по обе стороны, россиян и американцев, плюс европейцев, которые прекрасно общались и совместно готовили полет. Я уверен, что космонавтика может все преодолеть. Не хочу вмешиваться в политику и говорить, нужны санкции или нет, но независимо от санкций нам нужно сотрудничество.

- Пессимисты говорят, что противостояние крупных держав возможно и в космосе. Вы как считаете?

- Всегда есть опасности, всегда есть пессимисты. Но всегда должны быть люди, которые этому противостоят. Пока я был гендиректором ESA, у меня были прекрасные отношения с NASA и с Роскосмосом. Это по-прежнему так, мы часто контактируем. Космонавтика - это действительно единое сообщество. Поэтому я надеюсь, что опасения не оправдаются.

- США собираются в ближайшие годы повторно первыми высадиться на Луне. Очевидно, со временем с ними полетят европейцы. Россия пока конкретных планов не имеет, но Москва и Пекин недавно подписали меморандум о создании лунной станции. Означает ли это, что мы видим формирование двух возможных блоков государств по освоению Луны - Запад во главе с США и Россия с Китаем?

- Несколько лет назад я предложил идею космической деревни. Это многие поняли неправильно. Изначально речь шла об открытой концепции с участием многих партнеров. То есть речь шла не о том, чтобы колонизировать Луну с несколькими домиками и сельским клубом. Идея заключалась в том, чтобы не начинать новую гонку, кто быстрее полетит на Луну, а согласовывать это. Это и происходит. Несмотря на все проблемы между Россией и США, консультации никогда не прекращались.

Конечно, американцы хотят показать, что они снова могут полететь на Луну. Но я говорю - нужно двигаться не назад к Луне, а вперед к Луне, то есть вместе к чему-то новому, а не к повторению пройденного. Что касается ESA, то, да, NASA наш главный партнер, но мы запланировали лунные миссии и с Россией, а в прошлом принимали участие в проектах с Китаем и будем это продолжать.

- То есть лунная гонка существует?

- Если есть цель, есть и гонка. Это касается и Марса, но на это уйдут десятилетия. Конкуренция подстегивает, не стоит забывать. Но, думаю, сейчас ситуация отличается от той, что была 60 лет назад. Речь идет не о престиже, это спортивное состязание, и я это приветствую.

- Ваш прогноз: когда люди снова полетят на Луну и когда - впервые на Марс?

- Я надеюсь увидеть европейца на Луне еще в этом десятилетии, американцы будут там раньше, думаю в 2025 или 2026 году. С Марсом сложнее, и дело не только в расстоянии. Марс находится за пределами радиационного пояса Земли, полет туда и назад длится два года со всеми проблемами для здоровья, связанными с излучением и прочим. Думаю, если повезет, человек попадет на Марс до 2050 года.

- Какие главные вызовы вы видите при полете на Луну?

- Есть вызовы и есть шансы. Вызов - безопасно долететь до Луны, сесть там и снова взлететь. Это не просто. Если во время полета будут происходит солнечные бури, то это опасно для астронавтов. Американским астронавтам проекта "Аполлон" в свое время очень повезло. Шансы заключаются в том, чтобы воспринимать эту миссию по-другому: не просто полететь на Луну, чтобы оставить там отпечатки ног, как бы хороши они ни были, а заниматься исследованиями на поверхности Луны, разработкой технологий, чтобы потом полететь на Марс.

Эта новость также на сайте Deutsche Welle.

Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Популярные видео на YouTUBE
Материалы по теме
А-9834,04 грн./литр
А-95+30,68 грн./литр
А-9529,25 грн./литр
А-9228,21 грн./литр
ДТ28,35 грн./литр
LPG15,83 грн./литр
Это интересно
Самые читаемые новости
Лучшие видео с YouTUBE
Популярные блоги
Погода и гороскоп
Автоновости