| Кандидат в президенты Турции Реджеп Эрдоган |
Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани объявил о планах проведения референдума о независимости. В тот же день премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган заявил о своих намерениях участвовать в президентских выборах. Если это совпадение, то оно символично.
Борьба за кресло президента Турции
Официальные лица в правительстве Эрдогана отметили, что как минимум дважды за последние недели выражали готовность не противодействовать созданию независимого курдского государства. Этому есть несколько причин, наиболее актуальная – электоральная арифметика, с которой столкнется Эрдоган в ходе предвыборной кампании, — пишет Bloomberg View.
Ставки в президентской гонке сейчас особенно высоки. Если 10 августа Эрдоган выиграет, то он станет первым президентом Турции, избранным напрямую, а не в парламенте.
Пользуясь своей популярностью, влиянием в правящей партии и гибкостью существующих законов, Эрдоган способен изменить формальное президентство на сильную руководящую позицию.
Эта перспектива была достаточной для мотивации двух главных опозиционных партий – Республиканской народной партии и Партии национального движения – забыть о своих разногласиях и выбрать единого кандидата, историка и дипломата Экмеледдина Ихсаноглу.
Третий претендент на пост президента – Селахаттин Демирташ представляет курдское меньшинство населяющее Турцию.
На последних выборах партия Эрдогана получила 43% голосов. Этого недостаточно, чтобы победить в первом туре
На местных выборах в мае правящая партия Эрдогана – Партия справедливости и развития – получила 43% голосов. Хороший результат, но недостаточный, чтобы победить в первом туре президентских выборов. Две главные оппозиционные партии вместе набрали 44%.
Даже если голоса между Эрдоганом и главными оппозиционерами разделятся поровну, становится понятно, что турецкие курды имеют «золотую акцию».
Для них важна любая забота Эрдогана относительно возможности создания независимого Курдского государства. Кроме того они добиваются улучшения их положения в Турции. Эрдоган дает им понять, что он беспокоится и о том, и о другом.
Курды в мире
Курды – древний народ, рассеяный по странам и континентам, их численность составляет по разным подсчетам от 30 до 38 миллионов. Основная же масса курдов проживает в так называемом Курдистане, земли которого разделены между четырьмя государствами – Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Самая большая община курдов живет в Турции (около 15 млн человек). Численность курдского населения в Ираке составляет 6,5 млн человек.
| Так мог бы выглядеть Курдистан |
Иракский Курдистан является государственным образованием в составе Ирака и обладает широкой автономией. Нефтяные запасы Иракского Курдистана считаются одними из крупнейших в мире. Здесь развито сельское хозяйство, в этом регионе выращивают около 75% иракской пшеницы, половину фруктов, табак, значительную часть ячменя и хлопка. В последние годы стал нарастать конфликт между правительством Масуда Барзани и Багдадом по поводу продажи нефти и газа: иракское правительство препятствовало самостоятельности Эрбиля в заключении контрактов и распоряжении экспортными доходами. Это не помешало Барзани без одобрения иракского правительства заключить долгосрочные соглашения с Турцией о постройке нового нефтепровода и газопровода и экспорте топлива в эту страну и далее в Европу. На фоне обострившегося в последние месяцы военного конфликта Масуд Барзани озвучивает решение провести референдум о независимости Иракского Курдистана.
Курдский фактор для Эрдогана
В течение долгих лет идея создания «Великого Курдистана» была неприемлема для турецких лидеров. Они боялись, что борьба за отделение территорий, густонаселенных курдами в приграничных с Ираком, Ираном и Сирией регионах, может привести к военным действиям. Однако время, расселившее курдов по всей стране, и растущая экономическая зависимость Иракского Курдистана от Турции рассеяли сопротивление Анкары. Барзани мог также подтвердить полезность Эрдогана как союзника в своих переговорах с Оджаланом и агрессивной Курдской рабочей партией. Интерес Турции к стабильным поставкам нефти из Иракского Курдистана заставил премьер-министра Реджепа Эрдогана заявить, что «иракские курды вправе сами определять название и тип образования, в котором они живут».
Совпадение по времени имеет значение. Сейчас Эрдоган нуждается в поддержке курдов для завоевания власти на годы, курдам нужен Эрдоган, чтобы заполучить возможность реализовать их давнишнюю мечту о независимости.