xcounter
Calendar Icon

Нардеп Виктор Галасюк: Полмиллиона украинцев живут меньше, чем на тысячу гривень в месяц

28.09.2016 10:30

«Сегодня Украине нужно не то, что предлагает Международный валютный фонд – чуть-чуть средств на выживание, чтобы несколько месяцев продержаться. Сегодня Украине необходимы средства на развитие»

Бюджет, представленный на прошлой неделе в парламенте Кабинетом министров Владимира Гройсмана, нуждается в ряде изменений, уверен народный депутат от «Радикальной партии» Виктор Галасюк. По его словам, вопросы вызывает доходная часть проекта. Анализируя бюджет в целом, нардеп отмечает: документ отображает экономическую политику правительства, однако наряду с бюджетом менять нужно и эту модель в целом.

Подробнее о том, как Украине перейти к экономике, когда государственная казна формируется не за счет иностранных кредитов, а за счет собственных граждан, и том, в каких изменениях нуждается проект бюджета-2017, Виктор Галасюк рассказал в программе «Ексклюзив» на телеканале «ZIK».

Давайте поговорим о проекте бюджета на 2017 год, который 15 сентября представил Владимир Гройсман. Какие перспективы у этого проекта в Верховной Раде?

Если говорить о качестве этого бюджета, то он вызывает серьезные предостережения, и есть ряд необходимых изменений в этот законопроект.

Бюджет можно наполнять за счет нескольких главных моделей. Одна модель – это за счет раздувания инфляции и заграничных кредитов. К сожалению, это то, чего мы больше видим в этом бюджете. Другой вариант значительно более естественный и сложный, однако он – единственный правильный. Он предполагает наполнение бюджета за счет увеличения инвестиций, объемов производства и экспорта. Сегодня мы вносим предложения, чтобы перейти от первого варианта ко второму.

Давайте начнем с доходной части проекта бюджета. Она в следующем году должна составлять 877 миллиардов гривень. Это на 17% больше, чем было в 2016 году. За счет чего должен произойти такой рост?

Как раз большие предостережения вызывает, в том числе, формирование доходной части бюджета. Когда мы смотрим бюджет, то видим базовые показатели. 3%, согласно прогнозам, составляет экономический рост, 8% – инфляция, в сумме это дает 11%.

Вместе с тем, когда мы видим основные статьи доходной части, например, налог на прибыль предприятий – поступления вырастают до 19%. То есть рост экономики и инфляция составляет 11%, а налог на прибыль – 19%. Это при том, что правительство декларирует, что не будут повышаться налоги. Если же мы смотрим статью «внутренние налоги на товары и услуги», там вообще 24% роста.

Мое мнение как экономиста, что правительство закладывает скрытую инфляцию и понимает, что на самом деле инфляция будет не 8%, а больше, и за счет этого они хотят профинансировать расходы бюджета. Ряд доходов государственного бюджета, по сути, являются дутыми, такими, которые, очевидно, не будут отвечать действительности.

Также другие статьи. Например, на следующий год закладывается получение средств, которые должны быть конфискованы – коррупционных доходов в размере 10,5 миллиардов гривень.

Как это вообще можно спрогнозировать?

Во-первых, как это можно спрогнозировать? Во-вторых, на этот год в проекте бюджета заложено 7,8 миллиардов гривень, но при этом фактически в бюджет взяли только 80 тысяч гривень.

Серьезный дефицит.

Поэтому мы видим в этом серьезные проблемы. Именно поэтому фракция «Радикальная партия» предложила пятнадцать законодательных приоритетов, за счет которых мы должны реально наполнить бюджет, а также обеспечить повышение социальных стандартов в стране.

Прежде, чем мы к ним перейдем, хочу, чтобы Вы резюмировали. Слова Владимира Гройсмана, что этот бюджет является первым честным и сбалансированным бюджетом в Украине, не соответствуют действительности?

Вы сами можете судить, насколько эти слова отвечают действительности, когда там ряд доходов являются такими, которые очевидно не отвечают сделанным заявлениям. Или будут повышать налоги, тогда можно понять краткосрочное увеличение поступлений, или будет дополнительная инфляция. Но в рамках тех предпосылок, которые озвучены, мне как экономисту непонятно, откуда возьмутся такие доходы.

Давайте тогда перейдем к тем пятнадцати пунктам.

Мы с фракцией «Радикальной партии» предложили пятнадцать законодательных инициатив, которые позволят, с одной стороны, повысить социальную защиту населения и социальные стандарты. С другой стороны, они позволят обеспечить реальные поступления в государственный бюджет.

Что касается расходной части, то первоочередным заданием является защита конституционных прав граждан. Сегодня полмиллиона украинцев живут на социальную помощь и пенсию меньше тысячи гривень в месяц. Это люди с первой, второй, третьей группами инвалидности, пенсионеры, женщины, которые раньше вышли на пенсию, потому что у них не было работы. Мы внесли законодательную инициативу, чтобы это исправить и восстановить индексацию социальных выплат. Это, безусловно, бесплатные лекарственные средства для пожилых людей и бесплатная диспансеризация. Это то, что сегодня должно быть заложено в бюджете как константа. Не может дальше обсуждаться, делать это или нет, потому что это конституционная обязанность государства.

Откуда брать на это деньги?

Чтобы это было реально, мы предложили больше десяти мощных инвестиционных законодательных инициатив, часть которых должны быть рассмотрены уже на следующей неделе в парламенте. Это экспертно-кредитное агентство для того, чтобы украинским производителям – машиностроителям, самолетостроителям, кораблестроителям – помочь выйти на внешние рынки, предоставить им дешевле кредиты, предоставить гарантирование и страхование экспортных контрактов. Сегодня в Европе есть только три страны, где нет экспертно-кредитного агентства. Это Молдова, Албания и Украина. Вот мы хотим Украину вывести из этого клуба трех стран.

Вы же понимаете, что из-за коррупционной составляющей в Украине, которая является традиционной, никто не захочет так просто открывать рынок.

Что значит «открыть рынок»? Речь идет о европейском формате поддержки собственного производителя. Так делают все европейские страны, и Украина не должна быть исключением. Тем более, мы показываем, где взять средства. У Мирового банка есть средства, который он готов выделять, в том числе, на стимулирование украинского экспорта, поэтому это вопрос ответственности украинской власти.

Вторая очень важная инициатива – это индустриальные парки, создание в Украине таких площадок со специальным стимулирующим режимом налогообложения, чтобы инвесторам было выгодно прийти не в Польшу, Турцию, Словакию, а в Украину, тут развернуть производство, тут дать рабочие места, тут платить налоги и наполнять бюджет.

Также хочу акцентировать: есть ряд отраслевых инициатив касательно поддержки деревообрабатывающей отрасли. Мы обязательно сохраним мораторий на экспорт леса-кругляка, который мы приняли в парламенте на десять лет, но теперь нужно удешевить деревообрабатывающее оборудование. Теперь нужно принять стратегические законы, например, о запрете приватизации «Турбоатома», который сегодня дает огромную прибыль в бюджет. Нужно сделать реструктуризацию задолженности «Пивденмашу», то есть нужно развивать собственную промышленность, а не набирать заграничные кредиты, сливая будущее украинской экономики и экологии.

Очень показательным, кстати, является попытка правительства отменить закон о моратории на вывоз леса-кругляка из Украины, то есть правительство хочет сегодня за 600 миллионов евро европейского кредита отменить этот закон. Мы не дадим это сделать, потому что – «лысые» Карпаты, а государство не имеет ни одной копейки, у людей нет работы, они едут в Польшу.

У меня на столе стоят шахматы, сделанные в Польше из украинской древесины украинцами-заробитчанами, а потом эти шахматы куплены за евро, а евро мы заимствуем у МВФ и Евросоюза.

Чтобы это изменить, мы настаиваем на радикальной смене экономической политики правительства. Кстати, я хочу акцентировать, что бюджет, по сути, является только продолжением экономической политики правительства и имплементацией его философии.

Давайте вернемся к теме индустриальных парков. Речь о них, насколько я помню, начала идти еще при президенте Викторе Ющенко, и до сих пор эта идея не развита. Во-первых, почему? Во-вторых, за счет чего Вы планируете ее реализовать, что поменялось в стране с того времени?

Действительно так. Я думаю, что на сегодня изменилось понимание. Посмотрим на опыт нашего соседа Польши, где ВВП на душу населения в 2,5-3 раза больше, чем у нас, а еще в 1990 году у нас был одинаковый уровень экономического развития. Сегодня в Польше работают свободные экономические зоны, индустриальные парки, Государственный банк восстановления и развития, который мы предлагаем создать в Украине, экспертно-кредитное агентство и другие институты, через которые они развивают свою экономику. Более того, они берут средства Европейского Союза, используют их через эти инструменты для того, чтобы развивать свою экономику, создавать среду для предпринимательства, выпускать готовый продукт, а не сырье.

Сегодня в парламенте я вижу критическую массу единомышленников, которые понимают, что без таких проектов, как индустриальные парки, экспертно-кредитное агентство, агентство поддержки малого бизнеса, государственный банк восстановления и развития Украина будет не субъектом, а только объектом международной политики, нас будут рассматривать просто как источник поступления ресурсов. У нас будут брать за бесценок лес-кругляк, металлолом, продолжать вывозить из Украины талантливых, образованных людей, и потом в других странах они будут создавать готовый продукт.

Поэтому принципиальная позиция «Радикальной партии» заключается в том, чтобы сегодня пойти путем, которым когда-то пошла, в том числе, Европа, создать в Украине эти проекты, чтобы они действовали в прозрачный и рыночный способ, чтобы они были подконтрольны и общественности, и заграничным донорам, которые будут давать на это средства.

Сегодня Украине нужно не то, что предлагает Международный валютный фонд – чуть-чуть средств на выживание, чтобы несколько месяцев продержаться. Сегодня Украине необходимы средства на развитие, какие дает Мировой банк, которые готовы давать другие страны – Япония, Норвегия. Но для этого мы должны помочь себе сами, мы должны создать эти инструменты, чтобы показать, что эти средства пойдут на развитие страны и создание инвестиционных возможностей и для украинских предпринимателей, и для заграничных. Это взаимовыгодная история.

В таком случае задам чисто политический вопрос. Фракция «Радикальная партия» не входит в большинство. Исходя из этого, какие шансы на то, что эти пятнадцать законодательных инициатив будут приняты?

Я считаю, что достаточно большие, ведь для того, чтобы принимать бюджет, понадобятся голоса (не только, – FaceNews) коалиции, а мы не будем принимать бюджет в том виде, в котором он есть сегодня. Мы настаиваем на том, чтобы изменить основания экономической политики и предлагаем конкретные механизмы.

Более того, соавторами по многим законопроектам являются депутаты из других фракций и групп, то есть они инициированы фракцией «Радикальной партии», но поддержаны другими фракциями и группами, потому что они понимают, что это международный опыт, профессиональная позиция. В других фракциях и группах есть люди, которые не хотят видеть Украину сырьевым дополнением других стран мира. Поэтому я считаю, что есть достаточно высокие шансы.

Уже на следующей неделе в парламенте будет проведен день украинской промышленности, и ряд законов, которые я только что назвал, должны быть приняты.

Я думаю, что наиболее острая дискуссия будет точиться вокруг продления моратория на покупку-продажу сельскохозяйственных земель. Мы считаем, что продавать заграницу нужно готовый продукт, а не сырье, тем более, не землю, и тем более не терять наших заробитчан-украинцев, чтобы они не ехали заграницу.

Для этого нужны кредиты дешевле, стимулирующее налогообложение, защита преодоления коррупции. И все это внутри страны даст промышленное развитие, и тогда действительно будет европейский путь развития, а не как сегодня. Сегодня страна набирает кредиты, а нам говорят, что это успех реформ. Сегодня поднимают тарифы, говорят, что это успех реформ. Нам нужны европейские зарплаты, а чтобы были европейские зарплаты, нужна европейская промышленность.

Что касается зарплат. В этом проекте бюджета предвидено увеличение минимальной зарплаты на 10%, то есть до 1762 гривень. У правительства есть основания декларировать, что они повысили зарплаты, но по сути это мизер. Как прожить месяц на 1762 гривны?

Более того, вопрос не только в том, что это мизер. Безусловно, это мизер. Вопрос в том, что если не менять сегодня экономическую политику и модель экономики страны, то это повышение на 160 гривень будут полностью съедать инфляцию. Правительство сегодня может повышать на 10%, 20%, но если не будет работать собственная промышленность, если они будут продолжать искусственно держать курс гривны за счет кредитов МВФ, то это как стакан водки для пьяницы – временно чувствуешь себя лучше, но потом становится очень сложно.

Сегодня нужно менять экономическую политику для того, чтобы повышение социальных стандартов и на 10%, и на 20%, и на 30% не съедала инфляция, и люди понимали, что реально на эти средства могут в магазине купить больше. Потому что если повышается, например, минимальная заработная плата на 10%, а цены вырастут на 15%-20%, если не развивать собственную промышленность, то, что это, если не популизм, с которым так борется и так критикует власть. Я считаю, что сегодня власть должна бороться не с популизмом и не с настроениями людей на улице, а с бедностью.

Недавно я гулял с семьей в парке, подходит пожилой человек и говорит: «Хорошо, что у меня нет семьи». Я говорю: «Как это». «Я не бы не прокормил». Он говорит мне: «Я строил Киев, работал всю жизнь каменщиком, а сегодня у меня заработная плата 40 долларов». Я вижу, что он пытается опрятно выглядеть, как-то себя держать. И сегодня на такую жизнь обречены сотни тысяч украинцев. Мы даем конкретные законопроекты, которые могут это исправить. Если эти власти не будут соглашаться на наши предложения, то чего стоит эта власть, этот бюджет, этот парламент?

В бюджете заложен дефицит на уровне 3%. Из всего того, что Вы сказали, я так понимаю, что этот дефицит является нереалистичным и будет намного больше?

Безусловно, если исходить из того, что не будут получены дополнительные поступления, о которых мы вспомнили, то дефицит может оказаться большим. Вопрос заключается не только в формальном размере дефицита, важно также качество поступлений. Если посмотреть на поступления в государственный бюджет налога на прибыль, то с каждым годом идет падение в гривне, то есть украинская экономика работает все хуже, и все меньше налогов предприниматели могут платить в бюджет.

Вместе с тем обслуживание государственного долга, то есть расходы, которые мы платим и Международному валютному фонду, и другим нашим донорам-кредиторам, растут в геометрической прогрессии.

Если не поменять экономическую модель государства сегодня, не сделать ставку на собственное предпринимательство, на создание готового продукта, на создание в Украине рабочих мест, то страна шагает к дефолту. Несмотря на все победные речи, что мы, мол, получили новый кредит МВФ, и это успех реформ – нет. Успешные страны не получают кредитов МВФ, и они живут на счет налогов, которые платят собственные предприниматели. Так вот, Украине должна приобрести такую же экономическую политику, как Польша, Турция, Словакия, я уже не говорю об азиатских странах, которые успешно развили свою экономику.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини