Calendar Icon

Прекращение сотрудничества между Россией и НАТО: последствия для Украины

17.04.2019 16:39 (Обновлено 17.04.2019 в 16:42)
Николай Маломуж, «УНІАН»

​Заместитель главы МИД РФ Александр Грушко заявил, что Россия и НАТО полностью остановили сотрудничество по гражданским и военным направлениям.

Россия действительно активно сотрудничала с НАТО. В Альянсе было ее мощное представительство, которое есть до сих пор. В частности, в середине 2000-х годов сотрудничество между РФ и НАТО проходило по 11 программам, касающихся сектора безопасности, борьбы с терроризмом, проведения совместных операций, гражданского контроля, совместных учений и тому подобное.

Но после аннексии Крыма Россией, начала войны в Донбассе, войн в Сирии и других регионах мира геополитические интересы России и НАТО пошли вразрез. И НАТО, которое ранее занимало позицию, что с Россией нужен диалог и развитие сотрудничества, существенно изменило свою позицию через агрессивные действия России, ее военные операции, захват ею территорий, проведение спецопераций в разных точках мира. Позиция НАТО стала более жесткой, и большинство программ сотрудничества с Российской Федерацией действительно сворачиваются.

Такая позиция НАТО в отношении России была в очередной раз подтверждена на саммите НАТО, который состоялся буквально месяц назад: по всем основным сфере безопасности, военным и гражданским программам прекращается сотрудничество с РФ.

Это - четкий сигнал о том, что Российская Федерация больше не воспринимается НАТО как партнер. Отныне Россия воспринимается НАТО, скорее, как угроза. Об этом говорили и генсек НАТО Йенс Столтенберг, и заместитель генсека НАТО Роуз Геттемюллер.

Однако заместитель главы российского МИД Грушко неоднократно заявлял и еще раз подтвердил, что Россия сворачивает программы с Альянсом, то есть на официальном уровне они не будут функционировать.

Хотя на самом деле эти программы сотрудничества между Россией и НАТО будут просто «заморожены». И в определенном виде элементарное сотрудничество между ними все равно сохранится. Оно будет проходить на оперативном уровне в направлении решения ключевых проблем и вопросов, особенно это будет касаться проблемы международного экстремизма, борьбы с терроризмом и других вопросов, связанных с решением острых проблем в регионах (например, в Сирии). В отношении перечисленных вопросов диалог между Альянсом и Москвой будет сохраняться. То есть сворачиваются официальные программы, но сотрудничество на неофициальном уровне остается.

Более того, и Столтенберг, и другие представители штаб-квартиры НАТО говорили о том, что НАТО сейчас наращивает усилия против угрозы России, но, с другой стороны, Альянс готов к дальнейшим контактам с Россией для снижения рисков мировых угроз, к дискуссиям по конкретным проблемным регионам - Украине, Сирии, Ирану, чтобы эти конфликты не переходили в активную фазу.

Таким образом, отныне меняется (существенно снижается) уровень сотрудничества между Россией и НАТО, потому что прекращаются официальные программы сотрудничества. Теперь они переходят на оперативный уровень сотрудничества и уровень разовых контактов по актуальным проблемам мира или актуальных региональных проблем.

Россия особо не будет заниматься прекращением сотрудничества с НАТО. Хотя для мировой безопасности важно снятие напряжения и недопущение развертывания модели «холодной войны». Поэтому в контексте недопущения глобальных противостояний и системных противоречий эта тема является одной из важнейших.

Кроме того, Россия теперь не будет иметь коммуникации с представителями цивилизованного мира, потому что на всех уровнях к ней нет доверия. Сокращение сотрудничества с НАТО отразится на России не только на сфере безопасности , но и на экономической, финансовой и других сферах. То есть негативные последствия для России обязательно будут, потому что ее геополитическое восприятие сейчас крайне негативное. Соответственно, Россию ждут потери экономического и оборонного характера. Такое сотрудничество раньше давало РФ возможность кооперации со странами НАТО, наработки новой совместной оборонной стратегии, новых технологических решений в оборонной и военной сфере, которые сегодня полностью свернуты.

Поэтому это - ощутимый удар по России, но он не критичен. Россия сейчас проводит замещение этого сотрудничества и формирует свои модели обороны и безопасности, она имеет альтернативные проекты, например, со странами БРИКС, с Китаем и другими государствами.

Однако в целом в мире сейчас происходит активный процесс наращивания сил и началась гонка вооружений. Уже все страны наращивают военные бюджеты. В частности, США остро ставят вопрос о том, что европейские страны-члены НАТО должны тратить на безопасность и оборону, как минимум, 2% ВВП, а не полагаться на Штаты. США даже угрожают демаршами, если это не произойдет.

Поэтому можно говорить о том, что нас ждет новый виток гонки вооружений, и уже происходит формирование позиций «холодной войны». Особенно это будет ощущаться в точках, где происходят конфликты: Сирия, Украина и тому подобное. Эти страны станут полем для противостояния и конфронтации НАТО и России. Например, в Черное море вошли корабли и Черноморского флота РФ, и корабли НАТО - сразу же включились все ресурсы РФ по сопровождению натовских судов. Это фактически становится локальной моделью конфронтации. Это и есть «холодная война».

В глобальном контексте это противостояние будет все больше и больше нарастать. А поскольку в этот процесс вовлечены ядерные государства, то есть предпосылки для противостояния на ядерном уровне, что может привести к колоссальным глобальным противоречиям и проблемам.

Украина в этом плане оказывается в эпицентре событий, потому что расположена четко между Россией и НАТО, в «горячей» точке, да еще и в период войны. Поэтому нагнетание ситуации будет создавать для нас дополнительные риски.

С одной стороны, НАТО будет поддерживать Украину (это вполне в наших интересах), но с другой - еще больше продвижения НАТО в Черном море или размещения баз, например, в Польше, Прибалтике будет подталкивать Россию, как она сама говорит, к «адекватному ответу», и РФ еще больше будет наращивать свои ресурсы в ответ. Как мы видим на границе с Украиной, странами Балтии, в Крыму Россия уже накопила существенные военные силы. Понятно, что это является угрозой в том числе и для Украины.

Итак, в этой ситуации Украина может оказаться между двух огней во время противостояния НАТО и России.

Поэтому параллельно с наращиванием нашего оборонного потенциала, мы должны отрабатывать международные механизмы урегулирования ситуации и разрешения конфликтов. Тогда и НАТО, и Россия, и мы сможем выйти на другую модель - не конфронтационную, а отстаивание глобальных интересов, в частности, недопущение глобальных войн, которые в случае возникновения могут представлять угрозу и России, и Китаю, и Европе, и США. Это - основной интерес всех стран: не допустить глобальной войны и уничтожения человечества.

Поэтому крайне важно сейчас решить проблемы, которые могут стать детонатором для такого трагического развития событий. В первую очередь, таким детонатором может стать Украина. Поэтому украинские проблемы нужно решать не на уровне «нормандской четверки», а на уровне глобальных игроков, например, «Большой двадцатки». Надо вспомнить о Хельсинкских соглашениях, которые в свое время предусматривали создание нового миропорядка. Нужна «дорожная карта» по решению проблемы войны в Украине, но создаваться она должна под эгидой ведущих стран мир, а не контактной группы, которую мы имеем в пределах минского процесса (такой формат ничего принципиально не способен решить).

Но украинская проблема - не единственная, может послужить детонатором такого нежелательного для всего мира развития событий. Их много: это - Сирия, Иран, Северная Корея, Афганистан, «Исламское государство». Поэтому в этих «горячих» точках проблемы должны решаться глобальными игроками.

загрузка...
Популярные видео на YouTUBE
Материалы по теме
А-9833,22 грн./литр
А-95+30,23 грн./литр
А-9528,79 грн./литр
А-9227,74 грн./литр
ДТ28 грн./литр
LPG11,66 грн./литр
загрузка...
Самые читаемые новости
Лучшие видео с YouTUBE
Популярные блоги
Погода и гороскоп
Автоновости