Calendar Icon

Расширение полномочий. Что изменит реформирование СБУ?

17.03.2021 11:35
Александр Плаван, «НВ Бизнес»

Народные депутаты зарегистрировали в парламенте пакет поправок к принятому в первом чтении законопроекту по совершенствованию организационно-правовых основ деятельности СБУ. Верховная Рада Украины Закон одобрила. Какие новации он предусматривает?

В последние годы Служба безопасности Украины неоднократно попадала в различные скандалы. Именно поэтому приоритетной задачей становится ее реформирование и приведене в соответствие с международными стандартами.

В то же время СБУ на своем сайте указывает несколько иные основания реформирования: «Реформа стартовала в 2019 году с разработки нового законопроекта о Службе. Ее основная цель — закрепить новые приоритеты в работе и сделать СБУ более эффективной. Реформа предоставит спецслужбе действенные механизмы для того, чтобы лучше реагировать на угрозы, возникающие в современном мире. В частности, успешно противостоять гибридной войне со стороны Российской Федерации».

Но только 28 января 2021 года Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект 3196-д. Его цель усовершенствовать действующий с 1992 года Закон Украины «О Службе безопасности Украины» и изменить ряд положений по вопросам деятельности СБУ в других нормативно-правовых актах.

Законопроект, призванный расширить полномочия СБУ, содержит положения, которые не добавляют правовой определенности. Он допускает произвольное толкование, фактически маскирует действующие несовершенные положения и однозначно оставляет риски системного нарушения прав человека.

Однако, чего все же ждать от Службы безопасности Украины в будущем? Каким будет ее статус и полномочия?

Во-первых, Служба безопасности Украины только декларирует отказ от несвойственных спецслужбе функций.

Законопроект предлагает значительное расширение полномочий СБУ в контрразведывательной и антитеррористической деятельности

В отношении следственных функций СБУ, не добавляет ясности даже сам текст законопроекта. Непонятно, останутся ли в новой структуре СБУ следственные подразделения. Наряду с функцией осуществления досудебного расследования уголовных преступлений, представляющих угрозу государственной безопасности, в переходных положениях с 1 января 2024 предусмотрено вообще прекращение СБУ выполнения функции досудебного расследования в уголовном производстве. При этом, однозначно можно лишь констатировать, что в составе СБУ не будет следственных подразделений по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями.

Остается надеяться, что поскольку СБУ не будет заниматься борьбой с экономической преступностью, изменяются спецподразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью в сфере управления и экономики — так называемые спецподразделения «К» и «КЗЭ».

Однако, за Службой безопасности Украины законопроектом закрепляются полномочия по противодействию транснациональной организованной преступности и другой преступной деятельности, представляющей угрозу государственной безопасности в пределах контрразведывательной деятельности. К тому же сотрудникам СБУ предоставляется возможность участия в выявлении необоснованных активов и сборе доказательств их необоснованности, хотя этим положением фактически дублируются полномочия органов по противодействию коррупционным правонарушениям. В связи с этим, непонятно, будут ли достигнуты задачи реформы в этом направлении.

В свою очередь, Служба безопасности Украины остается государственным органом специального назначения с правоохранительными функциями, обеспечивает государственную безопасность Украины. Поэтому неудивительно, что законопроект предлагает значительное расширение полномочий СБУ в контрразведывательной и антитеррористической деятельности.

Итак, контрразведывательные мероприятия будут проводиться в интересах государственной безопасности, хотя такое было возможно только в случае подготовки/совершения тяжкого или особо тяжкого преступления. СБУ предоставляется право применять разнообразные средства принуждения, при этом на сотрудников не возложена обязанность идентифицировать себя. В то же время привод, задержание, обыск и/или досмотр вещей сотрудников СБУ может осуществляться исключительно в присутствии официальных представителей СБУ, что затруднит противодействие незаконным действиям со стороны других правоохранительных органов. Таким образом, негласное вмешательство в частную жизнь рядового гражданина вряд ли получает надлежащий предохранитель в виде нормативного ограничения от злоупотреблений со стороны сотрудников СБУ.

Возвращается возможность СБУ проводить разведывательные мероприятия с целью получения информации в интересах контрразведки, направлять своих представителей для работы в зарубежных дипломатических учреждениях Украины. При этом, аналогичные функции с 2005 года выполняются Службой внешней разведки Украины.

Законопроект предоставляет СБУ чрезмерные полномочия по влиянию на избирательный процесс и свободу слова, что может быть использовано в интересах отдельных лиц или определенных политических групп. В частности, речь идет о возможности со стороны Службы вносить в Центральную избирательную комиссию и Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания представление об отказе, отмене в регистрации субъектом избирательного процесса и аннулирования лицензии на вещание. Наряду с возможностью проведения Службой специальных информационных операций, такое влияние на свободу слова очевидно содержит риски потенциальных злоупотреблений.

К негативным новеллам законопроекта, также можно отнести возможность по письменному обращению главы Службы безопасности Украины или его заместителя в Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции ручного извлечения деклараций сотрудников Службы безопасности Украины из Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.

Отдельного внимания требуют предложенные законопроектом понятия официального предостережения и рекомендации Службы безопасности Украины по вопросам обеспечения государственной безопасности, поскольку фактически создаются предпосылки для свободного толкования со стороны сотрудников СБУ угроз или рисков государственной безопасности и соответствующих с их стороны злоупотреблений и коррупционных факторов.

Итак, осуществив краткий анализ положений законопроекта 3196-д, напрашивается вывод о расширении полномочий СБУ. Хотя, первые шаги к реформе Службы безопасности Украины сделаны, однако они выглядят крайне неоднозначно. Современная цивилизованная организация зависит от качественного правового регулирования, наличия действенных механизмов осуществления полномочий и эффективного контроля за ее деятельностью.

Поэтому, станет ли СБУ спецслужбой европейского образца, покажет время.

Темы публикации:
Популярные видео на YouTUBE
Материалы по теме
А-9833,69 грн./литр
А-95+30,29 грн./литр
А-9528,81 грн./литр
А-9227,91 грн./литр
ДТ28,31 грн./литр
LPG15,87 грн./литр
Это интересно
Самые читаемые новости
Лучшие видео с YouTUBE
Популярные блоги
Погода и гороскоп
Автоновости