xcounter
Calendar Icon

Кто может стать нотариусом в Украине?

10.04.2021 23:52 (Оновлено 12.04.2021 в 09:52)
Игорь Мизрах, «Facenews»

В данной статье речь пойдет о будущем формирования такого общественно важного правового института, как нотариат. Его реформирование в последнее время набирает новые обороты и привлекает внимание не только специалистов — практикующих нотариусов и представителей органов власти, осуществляющих непосредственный контроль и координацию деятельности нотариата, — но и всю общественно активную часть населения Украины, начиная от ученых-правоведов, заканчивая студентами юридических факультетов.

Верховная Рада уточнила перечень требований к лицам, которым могут быть предоставлены полномочия совершать нотариальные действия.

Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О нотариате» относительно устранения законодательных коллизий и пробелов» (на базе законопроекта №1220).

Согласно закону, нотариусом может быть гражданин Украины, которому присуждена степень высшего образования не ниже магистра, владеющий государственным языком в соответствии с уровнем, определенным Законом Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», имеет стаж работы в сфере права не менее шести лет, из них помощником нотариуса или консультантом государственной нотариальной конторы — не менее трех лет, сдавший квалификационный экзамен и получивший свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью. Кроме того, в тексте документа отмечается, что не может быть нотариусом лицо, имеющее судимость за совершение преступления, если такая судимость не погашена или не снята в установленном законом порядке (кроме реабилитированного лица), лицо, дееспособность которого ограничена, или лицо, признанное недееспособным.

Уточнение касаются образования (в предыдущей редакции говорилось о высшем юридическом образовании) и судимости (в предыдущей редакции отмечалось, что «не может быть нотариусом лицо, имеющее судимость»).

Также закон уточняет терминология Закона «О нотариате», заменяют устаревшие названия и сроки, детализирует процедуру определения места жительства для отдельных лиц (малолетние, недееспособные) и тому подобное.

Как отмечали авторы документа, его реализация устранит основания и условия для злоупотребления правом в результате несовершенства законодательства, а также упростит применение украинского законодательства нерезидентами и другими зарубежными практиками.

Требования к кандидату, желающему стать нотариусом в Украине, перечислены в ст. 3 Закона Украины «О нотариате» от 02.09.1993. N 3425-XII (с изменениями и дополнениями):

  1. гражданство Украины;
  2. дееспособность;
  3. высшее юридическое образование;
  4. владение государственным языком;
  5. стаж работы в области права не менее 3 лет;
  6. успешная стажировка сроком не менее 1 года у частного нотариуса или в государственной нотариальной конторе.

Примерная программа стажировки утверждена приказом Минюста от 25.12.2006. № 103/5. В течение срока стажировки работники управления юстиции вправе проверять соблюдение условий стажировки руководителем и стажером.

Свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью выдается лицам, удачно сдавшим квалификационный экзамен.

Сложностями для получения права на занятие нотариальной деятельностью являются:

  • судимость за совершение преступления;
  • ограниченная дееспособность, признанная решением суда;
  • недееспособность, признанная решением суда.

Почти по 50 человек в день сдают экзамены в Министерстве юстиции. После этого Высшая квалификационная комиссия нотариата сможет оценить всех, кто хочет

получить нотариальную лицензию.

Что для этого нужно и как идет процедура оценки?

Первый шаг - подать документы

Ещё раз разъясню. Чтобы пройти оценивание и стать нотариусом, нужно иметь стаж работы в сфере права не менее шести лет. При этом минимум три года нужно проработать помощником нотариуса или консультантом в государственной нотариальной конторе.

Среди обязательных требований - высшее юридическое образование и отсутствие судимости.

Документы, подтверждающие это, а также копию трудовой книжки и паспорта нужно подать в свой главного управления юстиции.

Там не имеют права не принять документы. Их обязаны передать в комиссию, а та уже определит, допускать человека к экзамену.

Единственной причиной отказа, прописанной в законе, является несоответствие документов требованиям.

Желающие сдать экзамен не позднее, чем за 15 дней, подают секретарю комиссии следующие документы:

  1. заявление о допуске к экзамену на имя председателя;
  2. оригинал и копию диплома об образовании;
  3. оригинал и копию справки об отсутствии судимости (действительна в течение 1 месяца);
  4. оригинал и копию трудовой книжки (если лицо работает, то копия заверяется работодателем);
  5. паспорт гражданина Украины и копию 1, 2 страниц и страницы со штампом регистрации по месту проживания);
  6. оригинал и копия вывода о прохождении стажировки у частного нотариуса или в государственной нотариальной конторе;
  7. заполненная карточка установленной формы.

Возможно предоставление и иных документов. После заверки копий оригиналы возвращаются владельцу.

Не позднее, чем за 7 дней, комиссия принимает решение о допуске/отказе в допуске к сдаче экзамена.

В случае провала на экзамене кандидат вправе сдать повторный экзамен не ранее, чем через 1 год на момент подачи заявления о допуске.

Второй шаг - экзамен

Экзаменационные билеты содержат 50 тестовых вопросов, одно задание и одну задачу. Лица, сдающие экзамен, должны выбрать правильный ответ к каждому вопросу из пяти предложенных вариантов, найти в предложенном документе семь ошибок, подчеркнуть верный ответ к задаче.

При успешной сдаче экзамена предоставляется выписка из протокола. Пакет документов, включающий выписку их протокола комиссии и квитанцию об оплате за выдачу свидетельства, подается в Минюст для получения свидетельства.

Размер платы за выдачу свидетельства составляет 10 необлагаемых минимумов доходов граждан – 170 грн. (постановление Кабинета Министров Украины от 22.02.1994. № 102).

Лица, которые в течение 3 лет с момента получения свидетельства не осуществляли нотариальную деятельность, сдают квалификационный экзамен в форме собеседования согласно Порядку, утвержденному приказом Минюста от 07.02.2009 № 224/5. Помните, ответственность нотариуса за неправомерные действия довольно высока и следует быть предельно осторожным в работе.

Все, кто правильно подал соответствующие документы, получили приглашение на экзамен. Комиссия будет проводить экзамен более двух недель. Будущих нотариусов собирают группами. В группе приблизительно 25 человек.

Экзамен сдают на компьютерах. В нем две части - теоретическая и практическая. На каждую выделено по 2 часа.

Сначала - теория. Только те, кто получили проходной балл по теории, имеют доступ к практической части.

Выходить из экзамена до завершения сборки можно только в сопровождении члена комиссии. (Даже в туалет. Член комиссии ждет за дверью).

Пользоваться можно только чистым листом и ручкой. По завершению члены комиссии получают только фамилии и результаты кандидатов.

Третий шаг - ожидать лицензию

Все кандидаты по завершению видят свои результаты и знают, как они сдали экзамен.

Если кандидат сдал экзамен успешно, комиссия примет решение о предоставлении ему лицензии нотариуса.

Для этого подается заявление в комиссию. И имеет 14 дней после завершения последнего дня экзаменов, чтобы составить и отправить представление на имя министра юстиции. Он, в свою очередь, подписывает, и нотариус получает свою лицензию.

Но перед этим нужно заплатить административный сбор - около 175 грн. Участие в конкурсе бесплатное.

Кандидаты тратят собственные средства только на проезд, если едут из других городов.

Состав комиссии

Комиссия состоит из 11 членов. В ее состав входит 4 работника Минюста и 7 нотариусов, которых делегирует Нотариальная палата Украины.

Чтобы стать делегированным членом комиссии, нужно непрерывно проработать нотариусом не менее 15 лет. При этом, делегированные члены могут принимать участие в комиссии только один раз. А экзамен проходит 4 раза в год.

Делегированные нотариусы не получают платы за участие в комиссии, а на период экзаменов берут отпуска. Это "волонтерская деятельность из-за желания иметь качественный нотариат.

Обязанности нотариуса

Если все условия соблюдены и кандидату удалось преодолеть испытания, предусмотренные процедурой, он получает свидетельство. Затем в торжественной обстановке в управлении юстиции произносит присягу нотариуса. Текст содержит краткое формулирование принципов деятельности нотариата: честность; добросовестность; уважение к правам, законным интересам граждан и юр. лиц; соблюдение профессиональной тайны. От действий нотариуса зависит очень многое — поэтому добросовестность, высокий профессионализм специалиста являются обязательными условиями.

Обязанности нотариуса заключаются в совершении нотариальных действий, в том числе:

  1. Удостоверение сделок между физическими и юридическими лицами (договоров всех видов, доверенностей, т. п.);
  2. Выдача свидетельств о праве на наследство, о праве собственности;
  3. Выдача свидетельств о приобретении имущества;
  4. Наложение и снятие запрета на отчуждение имущества (недвижимости, транспорта);
  5. Удостоверение копий документов, выписок, подлинности подписей, перевода текстов;
  6. Принятие в депозит денег и ценных бумаг;
  7. Совершение исполнительных надписей (с помощью этого механизма можно взыскать долг, не обращаясь в суд);
  8. Совершение протестов векселей, морских протестов;
  9. Хранение документов.

Законодательством предусмотрены существенные наказания за нарушения правил нотариальной деятельности. Если нотариус совершает неправомочные регистрационные действия, он рискует получить тюремный срок до 10 лет. Минюст может заблокировать доступ нотариуса к реестрам, направить в специальную Комиссию запрос на лишение права заниматься нотариальной деятельностью, передать материалы о нарушителе в правоохранительные органы.

Что должен знать нотариус

Профессия нотариуса требует наличия широких юридических знаний. Если планируется специализация деятельности, стоит больше внимания уделять приоритетным отраслям, например, международному праву. Чтобы стать востребованным специалистом в нотариальном деле, следует проявлять компетентность во многих сферах. Практические навыки: нюансы работы с образцами документов, реестрами, ведение архива — будущий специалист получает во время выполнения обязанностей помощника нотариуса. Эта должность предусматривает не только прием посетителей и подачу документов. За помощником закреплено немало функций: он принимает участие в составлении договоров, доверенностей; готовит запросы; занимается архивом. Чтобы выполнять обязанности регистратора, также придется пройти специальную стажировку.

В базе вакансий grc.ua есть немало предложений для желающих получить опыт работы на подобной должности. Оплата варьируется от 4 тыс. грн до 10 тыс. грн. Перечень обязанностей зачастую содержит консультирование клиентов, правовой анализ, составление документов, ведение делопроизводства, работу с электронными реестрами. Появляются также предложения для нотариусов. По большей части, специалистам, которые владеют соответствующим сертификатом, предлагают сотрудничество юридические фирмы. Как преимущества указывают расположение офиса в деловом районе города, стабильный поток клиентов и пр.

Хотя стать нотариусом непросто, но желающих освоить эту профессию немало. Причина кроется в востребованности услуг и расширении спектра обязанностей.

Теми публікації:
Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини