СБУ вернули право открывать дела на основании анонимок
Подразделения СБУ могут официально проводить следственные действия на основании анонимных обращений граждан по любым вопросам, которые, по их мнению, относятся к "полномочиям СБУ".
Такая норма содержится в обновленной "Инструкции о рассмотрении СБУ обращений граждан", утвержденной приказом Главы СБУ Василия Грицака.
Приказ №532 был издан и подписан еще год назад. Однако, функционирование этой нормы стало очевидным после огласки факта проверки СБУ, возбужденной в отношении кандидата в президенты Владимира Зеленского на основании анонимного обращения неназванных представителей центра "Миротворец".
Само обращение "Миротворца", копия которого была получена по запросу издания, не содержит ни фамилий, ни подписей авторов, ни каких-либо других исходящих данных, что, согласно украинскому законодательству, является классическим анонимным обращением.
При этом, на запрос издания в СБУ подтвердили, что само обращение "Миротворца" и было квалифицировано в спецслужбе как анонимка, о чем свидетельствует присвоенный обращению индекс "АН".
При этом, регистрация обращения была осуществлена на основании действующей "Инструкции о рассмотрении обращений граждан".
Предыдущая инструкция, которая функционировала с 2005 по 2018 год, предусматривала, что анонимные обращения не подлежат регистрации и рассмотрению.
В апреле 2018 года Василий Грицак своим приказом внес изменения в Инструкцию, как пояснялось, с целью привести ее в соответствие с последней редакцией пункта 5 статьи 53 "Защита обличителей" Закона "О предотвращении коррупции".
Данная норма закона позволяет рассматривать анонимные сообщения о коррупции, если предоставленная информация касается конкретного лица и содержит фактические данные, которые могут быть проверены. Изложен в законе и механизм проверки таких данных.
В Инструкцию СБУ были полностью скопированы два абзаца из Закона "О противодействии коррупции", а также добавлена дополнительная строчка:
"сообщения граждан, которые содержат сведения, которые относятся к полномочиям СБУ".
Фактически, эта строчка имеет широкое трактование и дает право СБУ брать в работу анонимные сообщения из любой сферы.
В мировой практике анонимные обращения, как и информация нелегальных осведомителей, может использоваться сотрудниками правоохранительных органов и спецслужб в оперативной работе как источник дополнительной информации.
При этом, они не принимаются к рассмотрению судами, на их основании не может открываться производство либо вноситься изменения в существующее производство, то есть, они не имеют процессуального статуса.
Процессуальный статус анонимные обращения в органы НКВД-КГБ имели в СССР до 1988 года.
Указом президиума Верховного совета СССР от 2 февраля 1988 года во все документы о работе с обращениями граждан была внесена формулировка:
"Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит".
Данную ситуацию прокомментировал адвокат компании "Kachura Lawyers" Руслан Дидовец:
"Можно уже сказать, что при необходимости устранить политического оппонента, это может быть хорошим механизмом начать против него досудебное расследование. И начать "копать" на него информацию. Потому что, проведение ряда процессуальных действий возможно исключительно в рамках открытых уголовных производств. Которые будут открываться на основании анонимных обращений "свидомых граждан". Такая ситуация может создавать весомые риски для манипуляций деятельностью правоохранительных структур и привести к неодинаковой практике, в том числе - применения норм уголовного и уголовно-процессуального кодексов".