Calendar Icon

Коронавирус в России: эффективна ли телемедицина?

17.01.2021 04:40

В условиях беспрецедентной нагрузки на медиков во время пандемии коронавируса огромным спросом стала пользоваться телемедицина. Какой в ней смысл и что мешает ее развитию в России?Из-за распространения COVID-19 врачи в России в 2020 году связывались с пациентами по телефонной и видеосвязи так часто, как никогда раньше. По словам чиновников, количество онлайн-приемов выросло многократно. Хотя за время пандемии коронавируса Госдума успела принять законы и об удаленной работе, и о дистанционном голосовании на выборах, в закон о телемедицине, который некоторые эксперты считают устаревшим, так и не были внесены поправки. Что же ограничивает работу телемедиков в России и стоит ли им разрешать ставить диагноз дистанционно?

Почти миллион телеконсультаций в Москве

В одной только Москве эксперты Центра телемедицины за 9 месяцев работы провели 820 тысяч консультацией, рассказали DW в департаменте здравоохранения Москвы. Такие центры стали открываться в разных регионах лишь в 2020 году, хотя официально российская телемедицина появилась два года назад. Тогда Госдума приняла закон, который позволил врачам дистанционно проводить консилиумы и наблюдать за здоровьем пациентов.

На фоне переполненных стационаров большинство россиян с диагностированным COVID-19 все же лечились на дому. Именно для больных, у которых ковид протекал в легкой и средней форме, появились новые центры. В Москве их сотрудники также следят за состоянием участников третьей фазы испытаний российской вакцины "Спутник V": звонят им и мониторят их электронные дневники.

"С помощью видеосвязи или телефона специалисты центра в круглосуточном режиме отвечают на вопросы и дают рекомендации, оценивают состояние, фиксируют жизненные показатели, - сообщили DW в департаменте здравоохранения. - В случае выявления опасных симптомов и ухудшения состояния принимается решение об очном осмотре или госпитализации". Специалистам центра доступна вся информация о пациенте в электронной медкарте.

Удаленно нельзя ставить диагноз и назначать лечение

Судя по тому, что центры телемедицины открывают все в новых регионах, сама идея дистанционного оказания медицинских услуг кажется властям удачной. Правда, профильные чиновники и организации до сих пор спорят, какие именно услуги медики могут предоставлять удаленно. Ключевым недостатком действующих законов критики считают запрет врачам дистанционно ставить диагноз и назначать лечение.

В марте 2020 года группа депутатов и сенаторов от "Единой России" предложила изменить законодательство в этой части и внесла собственные поправки. Такие меры одобрили и представители цифровой отрасли: с просьбой поддержать поправки к премьер-министру Михаилу Мишустину обратился директор Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов.

Несмотря на позицию партии большинства в Госдуме, Минздрав в июне высказался против расширения полномочий "телемедиков". Профильные СМИ со ссылкой на замминистра здравоохранения Павла Пугачева писали, что Минздрав считает преждевременным разрешать врачам ставить диагнозы без очного осмотра.

О трудностях из-за пробелов в законодательстве DW рассказал бизнесмен Виталий Басс. Он руководит компанией "Биософт-ПМО", которая разрабатывает оборудование для дистанционного предрейсового медосмотра. На предприятиях они устанавливают оборудование для измерения давления, пульса, сатурации крови и снятия показаний алкотестера. Данные уходят в медцентр в городе Королев Московской области. Там медперсонал изучает метрики и допускает или не допускает работников на смену. "Совокупно мы все законы соблюдаем, - говорит Басс. - Но нам очень мешает позиция крупного бизнеса - им нужно, чтобы черным по белому [в законе] было прописано, что так (проводить медосмотры дистанционно. - Ред.) можно.

Недостатки дистанционной медицины

При этом консультации, которые оказывают больным с коронавирусом, Басс считает несерьезными. "Это психотерапия по телефону, - считает Виталий Басс. - Терапевт не знает ни анамнеза пациента, ни других объективных метрик. Он не может его пропальпировать, послушать, как он кашляет и дышит. Нет объективной картинки человека перед глазами".

Слова предпринимателя косвенно подтвердила в разговоре с DW москвичка Елена, переболевшая коронавирусом. По ее словам, сотрудники центра телемедицины вовремя не заметили у нее серьезное осложнение от COVID-19. За день до окончания назначенного ей карантина она заметила у себя проблемы с сердцем. "Я не нашла ничего лучше, чем выйти с ними (центром телемедицины) на связь, - вспоминает Елена. - Сказала, что все хорошо, кроме того, что у меня внутри черт-те что происходит, сердце переворачивается".

Терапевт из центра телемедицины по телефону заверил Елену, что с ней все в порядке: это якобы осложнение от антибиотика в виде аритмии. Лучше не становилось, поэтому женщина решила вызвать врача из поликлиники. "Они [от поликлиники] мне тут же скорую прислали - оказалось, что в течение 48 часов после проявления симптомов нужна была кардиореанимация, - говорит москвичка. - Я написала жалобу на то, что врачи центра телемедицины не отреагировали адекватно на мою проблему, но ответа не получила".

Пандемия негативно повлияла на бизнес

На этом фоне в департаменте здравоохранения Москвы DW заверили, что "в штате центра работают квалифицированные врачи, которые прошли дополнительное обучение для оказания помощи пациентам с COVID-19". В то же время Виталий Басс говорит, что в его бизнесе по дистанционному медосмотру работникам центра достаточно среднего специального образования, если они прошли дополнительную подготовку по предрейсовым и предсменным медосмотрам.

Кстати, несмотря на казалось бы располагающие к развитию телемедицины условия карантина, бизнесу Басса пандемия процветать мешает. "80% моих клиентов просто прекратили работу, другие продолжают работать, но отказываются от всех платных услуг, - сетует предприниматель. - То есть, они сознательно шли на нарушения ради экономии, чтобы выжить".

Еще одним ограничением для развития телемедицины как прибыльного бизнеса в России (кроме законодательства и финансовых проблем самих компаний) аналитики считают мировоззрение самих россиян. "Причиной (неприбыльности телемедицинского бизнеса. - Ред.) остается глубокая уверенность российского населения, что медицина в стране должна быть бесплатна", - говорится в исследовании компании "ГидМаркет".

Эта новость также на сайте Deutsche Welle.

Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Популярные видео на YouTUBE
Материалы по теме
А-9834,31 грн./литр
А-95+30,88 грн./литр
А-9529,38 грн./литр
А-9228,34 грн./литр
ДТ28,36 грн./литр
LPG15,83 грн./литр
Это интересно
Самые читаемые новости
Лучшие видео с YouTUBE
Популярные блоги
Погода и гороскоп
Автоновости