Как вести бухгалтерию в военное время: есть ли принципиальные изменения и как адаптироваться бизнесам
24 февраля 2022 года Россия напала на Украину, вследствие чего в стране было введено военное положение. Оно расширяет полномочия госорганов и военных, но никоим образом не запрещает ведение хозяйственной деятельности. Наоборот, налоговые поступления от предпринимателей и компаний наполняют бюджет, который идет в том числе на финансирование обороны государства.
Хотя Торгово-промышленной палатой начало войны официально признано форс-мажорными обстоятельствами, это не отменяет обязанности вести бухгалтерский учет и сдавать электронную отчетность в налоговую в предусмотренных законом случаях.
Более того, специалисты рекомендуют отображать в учете все хозяйственные операции сразу после их проведения. Это облегчает управление компанией, а также позволит избежать дорогостоящего и длительного восстановления учета в будущем.
Как вести учет в реалиях военного времени
Для упрощения этого процесса можно выбрать софт для автоматизации учета и отправки отчетов в электронном виде, который работает без привязки к компьютеру и рабочему месту бухгалтера.
Оптимальным выбором в условиях войны будет онлайн-сервис. Пользователь может получить доступ к своим базам данных удаленно с любого компьютера, который подключен к интернету. Поэтому не придется эвакуировать сервер или компьютер с бухгалтерским ПО, восстанавливать утраченную информацию и первичку, искать нового бухгалтера, если работник уехал за границу.
Также желательно, чтобы ПО позволяло вести и другие виды учетов. Например, программа для сдачи отчетности в налоговую от Dilovod — это полноценный сервис, в который включены:
- программа учета склада и продаж, взаимоотношений с поставщиками и покупателями;
- программа учета материалов на складе для производства;
- программа для склада и торговли в обычных магазинах и через интернет;
- программный РРО для регистрации розничных продаж ФЛП и юридическими лицами.
С помощью Деловод можно организовать удаленное управление компанией и ведение учета без привязки к офису и месту нахождения сотрудников.
Для использования программы достаточно перейти по ссылке https://dilovod.ua/ru/uchet-sklada/ и зарегистрировать учетную запись. Пользоваться платформой можно с любого устройства, где есть браузер и подключение к интернету.
Особые положения и исключения, введенные в связи с войной
При ведении хозяйственной деятельности и учета субъекты предпринимательства в Украине должны учитывать следующие нюансы, внесенные законодателями и исполнительной властью ввиду начала военных действий:
- Плательщик налогов освобождается от ответственности за несвоевременную уплату обязательных платежей, если он не имеет объективной возможности сделать платеж или подать отчетность.
- Частично приостановлена работа системы электронного администрирования НДС, что меняет также порядок начисления и уплаты НДС, подготовки налоговой отчетности по этому налогу.
- Отсрочена сдача отчетности физическими лицами-предпринимателями, введена добровольная уплата единого налога ФЛП 1 и 2 групп;
- ФЛП 3 группы должны уплачивать налог по ставке 2% вместо 5%.
Обратите внимание, так как Деловод — это украинский продукт, разработчик постоянно вносит в него изменения, чтобы учет в программе велся в соответствии с последними изменениями в законодательстве.