xcounter
Calendar Icon

«Подводные камни» нового закона о бессрочных справках для переселенцев

14.01.2016 10:30

​Ветированный Петром Порошенко новый закон о переселенцах, позднее доработанный и все-таки подписанный главой государства, вступил в силу.

Справки переселенцев с 13 января стали бессрочными, а необходимость каждые полгода ставить миграционный штамп – отменена. Член рабочей группы по разработке законопроекта, представитель общественной инициативы «Крым-SOS» Виктория Савчук рассказывает, что документ основан на международных стандартах. Между тем, в экспертной среде не все поддерживают принятый закон: некоторые видят в нем «подводные камни». Юрист и руководитель проекта Переселенец UA Наталья Чуйко рассказывает, что по новому закону вопрос о возможности переселенцам голосовать на местных выборах однозначно снимается. Кроме того, не урегулирован вопрос студентов-внутренне перемещенных лиц. «Будем надеяться, что все-таки Кабинет министров разработает нормативно-правовые акты, которые уточнят некоторые моменты», – добавляет Чуйко. На их доработку у Кабмина есть три месяца.

Из Facebook народного депутата Алены Шкрум, соавтора законопроекта № 2166

Новый закон о переселенцах содержит противоречия

Юрист и руководитель проекта Переселенец UA Наталья Чуйко рассказала о возможных последствиях из-за несогласованности нового закона с правительственным постановлением о переселенцах.

Наталья Чуйко

Дайте общую юридическую оценку нового закона. Видите ли Вы в нем «подводные камни»?

Есть много положительных моментов, но мы с правозащитниками видим и некоторые отрицательные. Самая большая проблема в том, что на сегодняшний день Закон Украины о внутренне перемещенных лицах, в который были внесены изменения, вступившие в силу вчера, и постановление № 509 («Об учете лиц, перемещаемых с временно оккупированной территории Украины и районов проведения антитеррористической операции» – Ред.) у нас противоречат. Ведь, на самом деле, с октября 2014 года все справки изначально выдавались на основании именно этого постановления.

Да, в законе есть норма, что Кабинет министров в трехмесячный срок должен привести в порядок все свои нормативно-правовые акты. Но что делать эти три месяца? Как управления труда будут реагировать? Нужно ли продлевать справку? Два закона друг другу противоречат и непонятно, каким из них будут руководствоваться далее. Это один момент.

Второй момент: в законе Украины о выборе места проживания, свободе передвижения справка ВПЛ была внесена в перечень документов, в которых проставляется место проживания, то есть она приравнивалась к месту прописки. Теперь же справку ВПЛ из этого перечня исключили, штампы миграционной службы не проставляются. Это вроде как упростило людям жизнь, но есть и другая сторона. По месту регистрации осуществляются определенные действия: назначаются пенсии, мы ходим в больницу, получаем паспорта, то есть осуществляются какие-либо административные услуги от государства. Теперь же справка не приравнивается к месту прописки. Значит, и вопрос с местными выборами однозначно снимается.

То есть в будущем переселенцы точно голосовать не смогут?

На местных выборах – нет. Президентские и парламентские – там немножко другой момент. Вот такие вот есть «подводные камни». С одной стороны, вроде как упростили людям жизнь те, кто разработали этот закон, но с другой стороны, он может повлечь за собой определенные последствия. Будем надеяться, что их не будет, и что все-таки Кабинет министров разработает нормативно-правовые акты, которые уточнят некоторые моменты, постановление № 509 прекратит свое действие в отношении регистрации перемещенных лиц, а органы власти все-таки будут руководствоваться законом.

Хотя я уже давно работаю со всеми этими моментами, вот есть те же студенты, которые имеют право на льготы. Еще год назад был принят закон, в котором прописано, что льготы устанавливаются в порядке, установленном Кабинетом министров. Однако до сегодняшнего дня механизма предоставления таких льгот не существует.

Что в новом законе сказано о студентах, выехавших с неподконтрольной территории, но прописанных там, к примеру, в общежитиях?

К сожалению, этот вопрос в законе почему-то опять не затронули. В Законе Украины о перемещенных лицах четко написано, что студенты после того, как закончат обучение, и не пожелают вернуться по месту своей регистрации, могут получить статус перемещенного лица. При этом их просто не регистрируют перемещенными лицами, если сейчас место регистрации – это общежитие. Студент не может получить статус переселенца и, соответственно, помощь. В новом законе этот момент тоже не тронули.

Могут ли регистрироваться как переселенцы те, кто выехал из ныне оккупированных территорий еще до войны?

Вообще им в статусе переселенца отказывают. Потому что в законе четко написано, что внутренне перемещенные лица – это именно те, кто были вынуждены переместиться. Датой начала оккупации для Крыма считается 20 февраля 2014 года, для востока Украины – 14 апреля 2014 года.

Но они могут стать жертвами бюрократизма, к примеру, в больнице или при трудоустройстве, имея донецкую, луганскую, крымскую прописку?

Конечно. Это тоже один из моментов, которые нужно урегулировать.

Согласно новому закону, если у лица нет регистрации, то в течение 15 дней решают, давать ему справку переселенца или нет. Видите ли, Вы в этом субъективные риски, при которых решения будут выборочными?

Да, скорее всего, принятие решений будет очень субъективным. Поэтому я всегда советую людям брать письменные отказы, которые потом можно обжаловать в суде. На сегодняшний день у нас есть отказы, которые мы обжалуем, но они были озвучены еще до принятия этого закона.

Что думаете о бессрочности справок?

Вроде хорошо, что не нужно каждые полгода стоять в очередях, но опять же, насколько я понимаю, людей больше волнует не сама справка о перемещении, сколько адресная материальная помощь, которая устанавливается постановлением № 505 («О предоставлении ежемесячной адресной помощи переселенцам» – Ред.). А ее все равно нужно переоформлять. То есть справка стала бессрочной, но никакие выплаты бессрочными не стали. И почему-то мне кажется, что Кабинет министров все-таки примет какие-то законодательные акты, которые заставят нас по второму кругу получить эти справки. Тогда они уже и станут бессрочными.

Говоря о «втором круге», Вы имеете ввиду, что все зарегистрированные переселенцы будут вынуждены делать это заново?

Да, я думаю, что они утвердят новую форму справки.

Если теперь справка переселенца будет бессрочной, повлечет ли это за собой волну «липовых» переселенцев?

Думаю, что может.

Штамп миграционной службы ограничивал переселенцев

Регистрация временного проживания, которую проставляла миграционная служба до подписания закона, была определенным ограничением свободы передвижения человека и выбора места проживания, рассказывает член рабочей группы адвокационный эксперт общественной инициативы «Крым-SOS» Виктория Савчук. Тотальный контроль над людьми не должен быть целью государства, добавляет эксперт.

Виктория Савчук

В новом законе отменяется «привязка» к регистрации. Как быть с правом голоса? Юристы заявляют, что переселенцы теперь точно не смогут голосовать на местных выборах.

Тут ситуация такая. Во-первых, этот штамп на справке не должен играть никакой роли для участия в местных выборах. Мы разрабатывали также законопроект № 2501А-1, который вносит изменения в выбранное законодательство и касается права внутренне перемещенных лиц на волеизъявление, в том числе на местных выборах. И суть там в том, что было бы идеально, если бы ВПЛ подходило в орган Единого Государственного реестра избирателей и меняло избирательный адрес на адрес конкретного места проживания, указанного в справке.

Есть такая международная практика. В той же Грузии автоматически внесли измененные адреса в Единый реестр избирателей, таким образом дав всем право голоса. В Грузии не было штампов на справках о временной регистрации. Адрес временного проживания, который указывался в системе как новое место проживания ВПО, по факту давал возможность участвовать в местных выборах. Поскольку человек, проживая некоторое время в месте, уже является частью территориальной громады.

Формально, регистрация временного проживания, которую проставляла миграционная служба до подписания закона – это было определенное ограничение свободы передвижения человека и выбора места проживания.

Видите ли Вы какие-то «подводные камни» в новом законе?

Мы участвовали в разработке и прописывали все таким образом, чтобы на практике это могло работать действительно эффективным образом. Основывались на международных стандартах. Считаю, что этот законопроект на самом деле очень важен и каких-то «подводных камней», кроме как недоразумений на местных уровнях в моменте его имплементации, не вижу.

Там есть момент по поводу аннулирования справки при возвращении обратно на оккупированную территорию. И то, мы акцентировали на том, что обязанность сообщать о своем возвращении лежит на самом человеке, а не на государстве. Целью государства не должен быть тотальный контроль над людьми, а действительно определенное доверие. И аннулирование справок должно быть в крайних случаях, если есть прямая информация, что человек вернулся на неподконтрольную территорию.

Как по мне, этот закон достаточно прогрессивный. Он вносит очень позитивные изменения и закрепляет важные нормы в законе о переселенцах. К примеру, создание единой информационной базы на национальном уровне с данными о всех переселенцах. Кроме того, установление бессрочной справки – это вообще радость для людей. Потому что люди жалуются на то, что им не только приходится переоформлять каждые полгода адресную помощь, но продлевать ее срок действия справки.

Если теперь справка переселенца будет бессрочной, повлечет ли это за собой волну фиктивных переселенцев?

По международному законодательству, даже если внутренне перемещенное лицо в связи с агрессией или другими факторами хотя бы один раз выехало, переместилось, оно уже считается ВПЛ. Даже если человек вернулся на оккупированную территорию, он все равно должен считаться переселенцем до того момента, пока государство не обеспечит ему безопасное пребывание на этой территории.

И тем более оформление адресной помощи (ежемесячная денежная помощь – Ред.) осталось все-таки временным. Каждые полгода человек должен ее переоформлять, таким образом подтверждая свое пребывание.

Насколько мне известно, студенты, прописанные в общежитиях на неподконтрольных территориях, сталкиваются с рядом проблем. Им не дают справку ВПЛ, соответственно, социальную помощь. Есть ли у вас такая информация?

По студентам конкретно есть постановление Кабинета министров, которое регулирует этот вопрос. В законе есть норма о том, что студенты, которые учились в учебном заведении на территории, подконтрольной Украине, проживали в общежитиях, и после окончания учебы хотят получать статус переселенца, имеют право на этот статус. То есть они могут после учебы обратиться в орган соцзащиты для получения справки, если человек может доказать, например, свое похождение с неподконтрольной территории. Кроме того, этот закон предоставляет возможность доказывать это не только демонстрацией штампа в паспорте из Крыма или Донецка, но и предоставлением других документов, например, трудовой книжки, водительских прав или диплома.

Те студенты, которые выехали после оккупации и получили регистрацию, например, в общежитиях Киева или других городов на подконтрольной территории, в связи с еще прошлогодними изменениями в постановлении Кабинета министров, имеют право на справку переселенца и на все последующие льготы. С этими вопросами в любом случае нужно дальше работать, потому что многое на практике выполняется с трудом или не выполняется достаточно качественно.

Что по поводу граждан с донецкой, луганской, крымской пропиской, которые уехали из этих регионов еще до войны, к примеру, на работу?

Они считаются скорее трудовыми мигрантами. По законодательству внутренне-перемещенным лицом считается человек, который выехал в связи с оккупацией или проведением АТО. Те, кто выехал раньше, например, из Крыма, фактически не являются переселенцами. Но они могут брать справки в миграционной службе о фактическом проживании на материковой части, чтобы выполнять какие-то вещи, связанные с банковским услугами, реализацией прав и свобод. Потому что ранее была проблема, что крымчан признавали нерезидентами. К сожалению, на практическом уровне эта проблема остается. По поводу людей из восточных регионов, в принципе, у них таких проблем с банками нет. Конечно, могут быть какие-то недоразумения, но большинство вопросов проходит более-менее адекватно.

Как закон может проверить, когда человек уехал?

А закон и не должен проверять.

Значит, человек может просто прийти и сказать, что уехал после оккупации, и получить социальную помощь?

У нас же, по факту, не полицейское государство, поэтому многие вещи в нашем государстве держатся на совести человека. К примеру, социальные выплаты у нас тоже могут получать обходными путями. В данном случае, в основном люди идут за справками переселенцев, только если действительно таковыми являются.

По нашей практике, если людям с крымской пропиской в банке говорят: «Вы не резиденты, вам нужна справка переселенца», они отвечают, что не являются переселенцами. У них совесть не позволяет идти и брать справку, если выехали, к примеру, два года назад. В таком случае они ищут легальные пути получить услугу.

Конечно, за предоставление неправомерных данных в органах соцзащиты есть определенная ответственность, установленная законом. Если будет подтверждение того, что человек соврал и не является внутренне перемещенным лицом, справка аннулируется, в том числе, выплаты. Но, в основном, ответственность лежит на самом человеке. Как показывает практика, большинство получают эту справку и выплаты в связи с реальной необходимостью.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини