Calendar Icon

Закрытые границы и чартеры для заробитчан: как Европа готовится к выходу из карантина

04.05.2020 10:49 (Обновлено 04.05.2020 в 10:50)
Вячеслав Масный, «Апостроф»

​В Европе постепенно облегчают запреты, вызванные пандемией коронавируса. Почему же там до сих пор осторожно говорят об открытии границ внутри Евросоюза, но при этом не могут жить без заробитчан - как из Восточной Европы, так и из пост-советских стран.

Первые ласточки

Угроза коронавирусной пандемии оказались настолько стремительной и непредсказуемой, что наднациональные европейские структуры, обычно не слишком поспешные в принятии и реализации решений, просто-напросто не успели толком отреагировать. Зато национальные правительства, напуганные примером Италии, не тратили время на консультации и согласования, и в авральном режиме вводили карантинные режимы и перекрывали границы. И теперь, когда угрозы экономических потерь от карантинного "простоя" своими катастрофическими перспективами начинают преобладать над страхом от коронавирусной пандемии, пик которой Европа очевидно уже прошла, именно национальные правительства и становятся инициаторами постепенно выходит из карантина и нормализации экономической жизни.

Интересно, что хотя каждое европейское государство принимало решения о введении и отмене карантина самостоятельно, все эти стратегии сводятся к одной общей схеме. И за редкими исключениями она касаются снятия ограничений поэтапно, с паузами в примерно две недели, с целью полного контроля над ситуацией. Как пояснил премьер Франции Эдуар Филипп, представляя национальную программу выхода страны из карантина перед парламентом: "Мы будем поэтапно готовиться к 11 мая (дата начала отмены карантина), отслеживая все показатели, проверяя один департамент за другим, чтобы возвращение к нормальному режиму работы прошло как можно более гладко. Если показатели нас не удовлетворят, то мы не станем исходить из карантина 11 мая или поставим более жесткие условия".

Пальма первенства в вопросе отмены карантинных мероприятий в Европе принадлежит Австрии, которая еще 14 апреля отменила ограничения для торговой отрасли, а с 1 мая позволит работать заведениям "бытовых услуг" и даже ресторанам. Не сильно отстали Дания и Норвегия, которые 20 апреля возобновили работу предприятия малого бизнеса, с с 27 апреля открыли школы и детские сады. В Швейцарии с 27 апреля возобновят работу предприятия, предоставляющие бытовые услуги. Открыть школы власть собирается после 11 мая, а вот бары и рестораны останутся закрытыми как минимум до 8 июня.

Даже наиболее пострадавшие от коронавируса Италия и Испания планируют в мае начать снимать ограничения, чтобы понемногу восстанавливать экономику. В частности, с 4 мая в Испании уже откроются парикмахерские, некоторые спортивные центры, часть офисов и ресторанов. Правда, посетителей там позволят пускать не более трети от доступных мест. Испанский премьер выразил надежду уже до конца июня страна вернется к привычной жизни. В Италии же правительство с объявлением конкретных дат не спешит. Это уже вызвало волну возмущения представителей ресторанного бизнеса, которе производят существенную долю итальянского ВВП. С другой стороны, в Италии сейчас зафиксирован очередной всплеск смертности - около 500 человек. А поэтому спешить с выходом из карантина там вряд ли будут...

Несмотря на некоторую либерализацию карантинных режимов, европейские правительства очень осторожны в представлении четких планов. Причина этого - страх перед очередным всплеском заболеваемости коронавирус. Пытаясь понемногу нормализовать жизнь, государства оставляют за собой возможность дать задний ход и снова при необходимости "закрутить гайки". Также важным моментом является то, что нормы "социального дистанцирования" в Европе никто и не думает отменять, поэтому восстановление работы всех учреждений сопровождается карантинными ограничениями, и масочный режим еще на долгие месяцы будет оставаться реальностью.

Когда вернется европейский "безвиз"?

Гораздо сложнее вопрос, который появляется перед европейцами в связи с перспективами завершения эпохи суровых карантинов - проблема открытия границ и восстановления транспортного сообщения. Здесь какой-то общей схемы нет. Единственное государство Европы, открывшее свои границы, и то лишь для своих граждан, - это Чехия. Сделано было это 27 апреля в ответ на решение суда, признавшего ранее принятые правительством меры по борьбе с распространением коронавируса нарушающими законы страны. "Можно выезжать за границу, даже в отпуск. Но каждый, кто возвращается, должен будет подтвердить отрицательный результат теста на коронавирус или провести две недели на домашнем карантине", - описал меры министр здравоохранения страны Адам Войтех.

Определенную инициативу в отношении восстановления транспортного сообщения проявляет и Австрия, которая уже возобновила авиаперевозки по пяти европейским направлениям. Она на общеевропейском уровне предлагает восстановить в транспортное сообщение между "наиболее безопасными государствами". Также в мае должны согласовать взаимное открытие границ и страны Балтии - Литва, Латвия и Эстония.

Впрочем, большинство стран готовится к восстановлению движения внутри Евросоюза только летом. Так, в рамках мероприятий по ослаблению карантина власти Чехии надеются в июле открыть границы со странами-соседями - Польшей, Словакией, Австрией и Германией.

А вот с открытием внутренних и внешних границ ЕС пока туго, и без действий и решений наднациональных органов ЕС осуществить это будет невозможно. Согласно рекомендациям Еврокомиссии, этот процесс должен быть очень медленным и постепенным, а открытие границ и разрешение туристических поездок, скорее всего, состоится на поздних уровнях снятия ограничений. В то же время, во время видеоконференции министров туризма стран ЕС, еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретон заявил, что "Европейскому Союзу нужно будет найти беспрецедентные финансовые ресурсы для преодоления кризиса, в том числе для восстановления туристической отрасли, наиболее пострадавшей в связи с распространением коронавируса". Вопрос восстановления туристической отрасли - действительно один из самых болезненных для объединенной Европы, ведь до пандемии сфера туризма обеспечивала около 10% ВВП ЕС и почти 12% рабочих мест Евросоюза.

Пока отсутствуют не только планы, а также прогнозы того, когда снова заработает европейское пространство без границ. Без надежных средств борьбы с коронавируса (а такие, как уже писал "Апостроф", будут еще нескоро) никто не осмелится открывать границы для миллионов путешественников. С еще одной насущной проблемой - нехваткой сезонной рабочей силы - европейским государствам придется бороться при отсутствии привычного "безвиза". Что серьезно усложнит внутреннюю миграцию внутри ЕС.

Работники против коронавируса

По подсчетам издания The Economist, одна лишь Германия требует около 300 000 сезонных рабочих для функционирования своего сельского хозяйства. Во Франции в ближайшее время только для сезона клубники нужно будет более 200 000 полевых рабочих, две трети которых обычно прибывают из Восточной Европы. Великобритания, как сообщает Guardian, требует более 90000 работников.

Для того чтобы избежать очередных экономических проблем, которых и так хватает, европейцы приходится искать способы обойти решение закрытия границ. Германия в особом порядке разрешила въезд 40 тысячам рабочих из Восточной Европы в апреле, и еще 40 тысячам в мае. Главным условием является подписанный заранее договор с работодателем и привоз работников исключительно организованными группами в автобусах, без остановок в других странах. Также распространенной практикой является организация специальных чартерных рейсов - подобным способом воспользовалась Финляндия, чтобы привлечь украинских заробитчан на сезонные работы.

В то же время сама Центрально-Восточная Европа, из которой рабочие ездят на запад, также страдает от закрытых границ и невозможности привлечения рабочей силы из пост-советского пространства. Особенно остро эта проблема проявилась в Польше. По подсчетам польских экспертов, приток мигрантов из Украины в 2019 году составил почти 1,5 миллиона человек. Поэтому у правительства Польши есть задача не просто выйти из карантина и начать восстановление экономики, но и не потерять миллионы рабочих рук из Украины.

Совет министров страны подготовила так называемый "Антикризисный щит" - программу экономической поддержки на сумму 212 млрд злотых (примерно 45 млрд евро). Отдельные пункты этой программы предоставляют экономические гарантии и украинцам, находящимся на заработках. И не только полноценно трудоустроенным - которые в период "простоя" из-за карантина, как и граждане Польши, получат компенсации в размере 80% от заработной платы - но и тем, кто работает полулегально - на так называемых "мусорных соглашениях", и тоже могут рассчитывать на 80% от минимальной зарплаты. Также "Антикризисный щит" разрешил иностранцам, срок пребывания которых в Польше истекает в период карантина, оставаться в стране до конца пандемии и еще 30 дней после. Кроме того, по требованию представителей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, правительство Польши также начало разрабатывать механизм, который бы позволил в условиях пандемии привозить работников из Украины.

После месяцев карантина и страха перед коронавирусом строгий диктат экономических реалий понемногу начинает брать свое. Держа руку на пульсе пандемии, Европа постепенно сворачивает карантины и начинает приоткрывать свои границы для тех, без кого невозможно нормальное функционирование экономики. Учитывая это, следует ожидать, что уже осенью, в случае если коронавирус не вернется, Евросоюз начнет возвращаться к нормальной жизни - и в плане туризма, и в плане трудовых отношений с иностранцами...

Темы публикации:
Популярные видео на YouTUBE
Материалы по теме
А-9826,3 грн./литр
А-95+23,35 грн./литр
А-9521,91 грн./литр
А-9220,81 грн./литр
ДТ21,08 грн./литр
LPG10,14 грн./литр
Это интересно
Самые читаемые новости
Лучшие видео с YouTUBE
Популярные блоги
Погода и гороскоп
Автоновости