• USD 28.00 | 28.20
  • EUR 32.00 | 32.60
  • RUR 0.41 | 0.44

Улучшит ли качество топлива стандарт Евро-5

С 1 января 2018 года украинский рынок нефтепродуктов преодолел важный этап, подняв планку по качеству бензина и ДТ до европейских норм.

Улучшит ли качество топлива стандарт Евро-5

Вступило в силу требование Технического регламента к топливу, запрещающее оборот бензинов и дизтоплива стандарта Евро-4.

Разница в характеристиках топлив стандартов Евро-4 и Евро-5 невелика, в основном это меньшее содержание серы – с 50 ppm до 10 ppm. Это с одной стороны улучшает экологические показатели топлив, с другой – снижает смазывающие вещества, которые компенсируются на НПЗ дополнительными присадками. Производители нефтепродуктов утверждают, что текущий переход всего лишь формальность. Разница в характеристиках не велика и малозаметна для двигателя автомобиля и не составила больших капиталовложений при производстве, и уж тем более не связана с текущим повышением цен на заправках. Украинские производители, как и иностранные НПЗ перешли на выпуск топлив Евро-5 за год до обозначенной Техрегламентом даты. А более глобальный переход был совершен несколько лет назад, когда в Украине отказались от использования топлив Евро-3, где было в разы более высокое содержание серы, бензола и ароматики в топливах.

Вместе с этим, этот формальный этап не решает главную проблему качества – оборот топлив, производимых на мини-НПЗ, а иногда – на нефтебазах. Сырьем для данных "производств" являются добываемые в Украине нефть и газовый конденсат. Поставляемое по импорту сырье преимущественно идет на два больших завода – Кременчугский НПЗ Укртатнафты и Шебелинский ГПЗ Укргаздобычи. По подсчетам UPECO добыча нефти и газового конденсата в 2017 году составила чуть больше 2 млн т, из них на Укрнафту и Укргаздобычу – около 1,8 млн т (то сырье, которое поступает прямо на 2 крупных завода). Выходит, 10% добываемого в Украине сырья уходит на малые производства, а это без малого – двухмесячное потребление бензина во всей Украине! Можно было бы порадоваться за национального производителя, однако есть большие сомнения по качеству получаемых топлив, которые вряд ли дотягивают даже до Евро-2.

Пока вопросы относительно сбыта добываемого сырья обращены преимущественно к частным добывающим компаниям, которые не показывают, кому и в каком направлении были отгружены нефть и газоконденсат. Так, на первой рабочей неделе 2018 года сделала громкое заявление компания ДТЭК Нефтегаз Рината Ахметова о рекордных добытых объемах природного газа – 1,65 млрд куб. м и газоконденсата 54 тыс. т. Но компания, которая с недавнего времени управляет активами Нефтегаздобычи, наотрез отказалась сообщить кому и по какой цене было продано сырье, из которого потом даже на заправках в Киеве продают некондиционное топливо. Для справки, из 54 тыс. т получится около 30 тыс. т бензина и до 10 тыс. т ДТ. Этого объема бензина достаточно, чтобы обеспечить месячную реализацию всех АЗС нескольких областей.

Поэтому сегодня рано говорить о безоговорочном повышении качества, так не хватает ключевого звена в цепочке оборота топлив. Как минимум, нужно вернуть госконтроль реализуемого топлива на АЗС. Возможно, рейды заставят владельцев АЗС отказаться от контрафактного топлива, получаемого при сомнительном производстве.

Популярные видео на YouTUBE

Материалы по теме

Самые важные новости

Чтобы не пропустить главные новости недели, подпишись на пятничную рассылку.