xcounter
Calendar Icon

Как Украина помогает Турции строить боевую авиацию

30.08.2021 17:21 (Обновлено 30.08.2021 в 17:21)
Михаил Жирохов, «Деловая Столица»

​Украинская военная промышленность продолжает курс на сотрудничество с Турцией.

Крайне интересным представляется участие наших предприятий в турецкой программе Ağır Sınıf Taarruz Helikopter («Боевой вертолеты тяжелого класса»). По сути это комплексная программа создания 10-тонного боевого вертолета, который должен будет заменить состоящий на вооружении Т129 АТАК, и предварительно имеет название Т929 ATAK-II.

Этот вертолет является аналогом американского противотанкового AH-64 Apache и будет нести более 1200 кг полезной нагрузки — прежде всего ракет и бомб турецкого производства.

Турция хвалится, что большая часть бортового оборудования и авионики будет собственного производства. Однако не вся — на днях стало известно, что в рамках реализации этого проекта Харьковское акционерное общество FED подписало контракт на проектирование и изготовление агрегатов системы управления полетом и гидравлические системы вертолета. Стоит сказать, что это уже третий в 2021-м контракт харьковского предприятия с турецкими партнерами, причем их стоимость превышает $20 млн.

И это не единственный украинский вклад в программу ATAK-II. 26 июня 2021 г. турецкая государственная авиастроительная компания Turkish Aerospace Industries (TAI) подписала контракт с ПАО «Мотор Сич» на поставку 14 турбовальных двигателей для ATAK-II. Интересно, что первые два агрегата должны быть поставлены к сентябрю 2022 г., а весь контракт завершен к 2025 г. В целом это вполне укладывается в планы турецких вертолетостроителей поднять в воздух прототип АТАК-II в 2023 г.

Хотя тип приобретаемых двигателей в доступных источниках (о контракте много пишет турецкая пресса) не приводится, можно предположить, что речь идет о самом современном двигателе запорожцев — ТВ3-117ВМА-СБМ1В, который прошел полный цикл государственных испытаний и получил международный сертификат.

Есть и еще один крайне важный момент. Для Украины проект T929 ATAK-II представляет просто огромный интерес на фоне быстрого старения парка боевых Ми-24. Ведь, несмотря на определенные успехи «Мотор Сич» с лопастями, усталость металла корпусов никто не отменял, и очень скоро нам придется искать замену всему парку боевых вертолетов. И лучше бы упор был сделан на специализированный противотанковый вертолет, а не, например, на вооруженный вариант Eurocopter. Ведь вполне очевидно, что, во-первых, российские генералы по-прежнему рассчитывают на танковый кулак, а, во-вторых, единственный западный массовый боевой вертолет «Апач» нам вряд ли продадут в обозримом будущем, и для этого есть как объективные, так и субъективные причины.

В контексте сотрудничества Украины и Турции в авиационной сфере стоит вспомнить и проект тяжелого ударного беспилотника Akıncı от Baykar Defence, где на этапе испытательных полетов и начала серийного производства используется двигатель АИ-450Т производства все той же «Мотор Сичи». И хотя в турецких СМИ пишут, что в ходе продолжения производства на серийных аппаратах будет стоять собственный двигатель PD-222, пока скорость производства и экспортный успех этих без сомнения весьма продвинут ударных беспилотников будут зависеть только от темпов производства двигателей в Запорожье.

Стоит также вспомнить, что FED участвует в программе перспективного турецкого истребителя 5-го поколения TF-X. Эта программа стала приоритетной после того, как США исключили Турцию из другой программы — совместного производства многофункциональных истребителей 5-го поколения F-35, по причине закупок этой страной российских систем ПВО С-400.

Впервые макет турецкого истребителя TF-X был представлен на авиасалоне в Ле-Бурже в июне 2019 г. Уже тогда создатели машины заявили, что Турция ищет поставщиков комплектующих и оборудования для этого самолета. Вероятно, одним из них и стало харьковское предприятие.

Интригу составляет выбор двигателя для TF-X — США, Европа, Китай или Россия. Вряд ли после исключения Турции из программы F-35 Соединенные Штаты предоставят Анкаре свой двигатель, не решатся и европейцы, так в их продукции есть американские составляющие. Китай еще далек от товарного производства подобных двигателей, а отношения России и Турции далеко не безоблачные.

И тут появляется интересный вариант — Турция вполне способна оплатить заказ, а у нас еще остаются человеческие и технологические возможности для создания подобного двигателя. Мало того, в Украине есть возможности и для его серийного производства. Понятно, что это только гипотетическая возможность, так как наша страна все-таки идет в фарватере политики США, да и турецкие предприниматели не спешат вкладывать деньги в совместные с нами проекты. Яркий пример — бесплодные попытки строительства завода по лицензионной сборке ударных беспилотников «Байрактар» ТВ2. Как минимум два последних года все ограничивается заявлениями в СМИ, а реальных результатов как не было, так и нет.

Темы публикации:
Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Популярные видео на YouTUBE
Материалы по теме
А-9834,58 грн./литр
А-95+31,39 грн./литр
А-9529,72 грн./литр
А-9228,7 грн./литр
ДТ28,44 грн./литр
LPG15,83 грн./литр
Это интересно
Самые читаемые новости
Лучшие видео с YouTUBE
Популярные блоги
Погода и гороскоп
Автоновости