xcounter
Calendar Icon

Последствия создания второго НАТО: Европа станет уязвимой для России

09.09.2021 09:24
Виктор Каспрук, «Обозреватель»

Если часть европейских стран начнет дрейфовать в сторону России, то тогда о единстве в НАТО можно забыть. Ведь, в таком случае, кремлевская стратегия "разделяй и властвуй", начнет срабатывать.

Интервью во влиятельной британской газете The Telegraph с генеральным секретарем Североатлантического альянса Йенсом Столтенбергом под красноречивым названием "ProposedEUmilitaryforcewould‘divideEurope’, warnsNato’ssecretarygeneral", в котором он отмечает, что создание в Европе независимых от США вооруженных сил приведет к расколу среди союзников по НАТО, является очень тревожным звонком для Североатлантического альянса.

В частности Йенс Столтенберг отметил: "Я приветствую большие усилия Европы в сфере обороны, но это никогда не может заменить НАТО, и мы должны убедиться в том, что Европа и Северная Америка объединяются. Любая попытка ослабить связь между Северной Америкой и Европой не только ослабит НАТО, она разделит Европу…

Любая попытка создать параллельные структуры, дублирующие командную структуру, ослабит нашу совместную способность работать вместе, поскольку имея ограниченные ресурсы нам необходимо предотвратить дублирование и распыление усилий. Конкретные предложения не обсуждались в НАТО, мы не видели никаких деталей".

Эта оборонная инициатива со стороны объединенной Европы появилась после того, как министры обороны стран ЕС собирались в Словении. Чиновники из Европейского союза заявили, что хаотичный вывод западных сил из Афганистана показал, что ЕС должен иметь возможность военно вмешаться в кризисной ситуации, не полагаясь на американские войска

Это именно то, чего давно уже ждали в Москве, и, похоже, что мечты Путина о расколе Европы, при неблагоприятных для европейцев обстоятельствах, могут сбыться. Поскольку любая попытка ослабить связь между США и объединенной Европой не только ослабит НАТО, но и разделит сам Евросоюз.

Очевидно, если у американцев и европейцев ценности общие, то им лучше защищаться сообща. Особенно это актуально для таких небольших европейских стран, как Словения, Чехия, Словакия, Болгария, Черногория, Люксембург, Северная Македония, Албания, Эстония, Латвия и Литва.

И когда у Соединенных Штатов и объединенной Европы ценности остаются общими, то НАТО, в том виде, каким оно является на сегодня, должно быть сохранено.

Но если часть европейских стран начнет дрейфовать в сторону России, то тогда о единстве в НАТО можно забыть. Ведь, в таком случае, кремлевская стратегия "разделяй и властвуй", начнет срабатывать.

Впрочем, и без выдвижения идеи создания объединенных европейских сил без участия Соединенных Штатов было понятно, что на нынешнем этапе своего существования НАТО стало далеко неоднородным оборонным образованием. В котором ситуация вокруг России рассматривается ведущими государствами Европы – Германией и Францией совсем не так, как это видится в Вашингтоне.

Собственно уже это, само по себе, начало провоцировать раскол среди стран-членов НАТО. Поскольку Йенс Столтенберг констатирует сейчас то, что уже давно произошло.

Таким образом, вполне можно уже говорить о тенденции к неформальному расколу НАТО на две части. Ориентированную на Америку и ориентированную на Российскую Федерацию.

К ориентированным на Соединенные Штаты странам НАТО можно отнести: Великобританию, Канаду, Польшу, Норвегию, Литву, Латвию, Эстонию, Исландию, Румынию, Словению, Хорватию, Словакию, Люксембург и Нидерланды.

К ориентированным на Российскую Федерацию можно причислить: Германию, Францию, Венгрию, Грецию, Италию и Австрию.

Остальные страны могут придерживаться либо нейтральной позиции, либо действовать в зависимости от текущей ситуации, что также не способствует единству в Североатлантическом альянсе.

Можно сказать, что в Вашингтоне никогда не согласятся с тем, чтобы создание дублирующей НАТО военной организации перечеркнуло все предыдущие достижения, которые за многие десятилетия были приобретены этим оборонным союзом.

За все время своего существования с 1949 года ни на одно государство, которое является членом НАТО не было совершено нападение, и страны альянса ни с кем не воевали (а значит не было необходимости прибегать к 5-й статье НАТО о коллективной обороне), членство в Североатлантическом альянсе стало таким же сдерживающим фактором, как и наличие ядерного оружия.

Создание в Европе своих сил быстрого реагирования лишь ослабит НАТО, особенно, зная заранее, какими неповоротливыми и политизированными являются европейские структуры и насколько они запаздывают с коллективным принятием решений.

Подобные инициативы являются ничем иным, как стремлением Германии и Франции избавиться от традиционного большого влияния Соединенных Штатов на Европу, и попыткой Берлина компенсироваться за старую обиду на американцев за оккупацию территории Германии, которая стала следствием проигрыша немцев во Второй мировой войне.

Германия хочет доминировать в Европейском союзе, а ее членство в НАТО стало сдерживающим фактором такого тотального доминирования в Европе. Скорее всего, именно это является основой подобных европейских оборонных инициатив.

И если даже предположить, что в Европе удалось создать независимые от США вооруженные силы, то сразу же возникает закономерный вопрос, каким должен быть согласованный язык общения в такой коллективной организации? Немецкий, французский или испанский?

Кроме того, "европейскому НАТО" придется в срочном порядке решать каким будет ротационный принцип управления этим новым союзом, учитывая то, что в ЕС входят 27 стран.

Не удастся оставить без внимания, каким образом будет осуществляться воздушная поддержка и возможность перевозки тяжелых грузов. А также военно-морская поддержка совместных европейских сил. Не забывая при этом и о общем оружии, боеприпасах, а также и продовольственных запасах.

Однако главный вопрос заключается в том, что если какие-то страны ЕС не захотят принимать участия в конкретной операции, то тогда общие европейские системы управления и координирования будут скомпрометированы с самого начала.

Все это выглядит, как очередной ход для формирования европейской армии, о создании которой давно уже говорили руководители ЕС, объясняя это необходимостью достижения более тесной интеграции стран-членов Евросоюза между собой и потребностью более мощного представления Европейского союза на мировой арене.

В этой инициативе имеющееся и еще один щекотливый вопрос, Великобритания, которая вышла из ЕС, не желает иметь ничего общего с этим надуманным "планом самовозвышения".

В Великобритании считают, что когда она является членом НАТО, ее присоединение к армии ЕС серьезно ослабило бы Североатлантический альянс. Это в Лондоне говорили еще будучи членами Евросоюза, об этом они говорят и сейчас.

Также никак не получится обойти такой деликатный вопрос, кто именно будет платить за создание и содержание параллельной европейской армии?

Европейские государства-члены альянса и так неохотно выполняют свои финансовые обязательства перед НАТО, а теперь им возможно еще и придется финансировать европейскую армию.

Если европейцы так долго избегали нести в полном объеме определённые для них расходы на оборону, и слишком полагались на защиту США, то вполне логично было бы для начала выплачивать свою долю взносов в НАТО.

Нельзя исключать того, что идея создания европейской армии несет в себе более далеко идущие планы. Евросоюз со своими вооруженными силами, может претендовать на статус сверхдержавы.

Следующим шагом могут стать выборы президента Европейского союза демократическим путем, а не в результате выдвижения кандидатуры председателя Европейского Совета великими державами и голосования за это в Европарламенте.

А как только президент ЕС получит демократический мандат, то он или она может потребовать больше полномочий. Интересно выбрано время, когда именно в Европейском Союзе начали говорить о необходимости создания европейских объединенных сил быстрого реагирования.

В конце сентября 2021 года канцлер Германии Ангела Меркель покидает свой пост. И полностью уйти из большой политики ей будет чрезвычайно трудно, слишком долго она там находилась. Так не для нее ли затевается вся эта перестройка в ЕС, для того, чтобы Меркель стала будущим президентом Евросоюза?

Подобная идея способна быть реализованной политическим тандемом "Германия-Франция", особенно учитывая то, с каким энтузиазмом канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон пытались вывести Европу из-под влияния Америки и установить союзнические отношения с путинской Россией.

Не стоит забывать, что ЕС на протяжении десятилетий намеревался бросить вызов доминированию Америки, которое особо не устраивало немцев и французов. Теперь же Евросоюз вполне способен замахнуться на то, что стать мировой гегемонистической державой.

Хотя без американского "ядерного зонтика" Европа станет очень уязвимой для вторжения России. Но понимают ли это сейчас в Брюсселе, Берлине и Париже?

Темы публикации:
Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Популярные видео на YouTUBE
Материалы по теме
А-9834,58 грн./литр
А-95+31,39 грн./литр
А-9529,72 грн./литр
А-9228,7 грн./литр
ДТ28,44 грн./литр
LPG15,83 грн./литр
Это интересно
Самые читаемые новости
Лучшие видео с YouTUBE
Популярные блоги
Погода и гороскоп
Автоновости